Наш лагерь. Мысли вслух.

В сентябре 2015 года в ходе совещания с вице-премьерами Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил задачу привести все детские лагеря к современному виду: «Я понимаю, сейчас время непростое, но тем не менее все равно нужно постепенно приводить в порядок материальную базу этих детских оздоровительных учреждений, принять какие-то решения для этого, и, может быть, не за один год, но, во всяком случае, в понятной перспективе все там отремонтировать».

Внимание премьера к отдыху и оздоровлению детей вполне естественно и понятно. Организация детского отдыха в сочетании с обучением и воспитанием является приоритетом и для Российского военно-исторического общества. Проведение детских военно-исторических лагерей в период летних каникул – одно из самых динамично развивающихся и перспективных направлений деятельности Общества. За два летних сезона 2014 и 2015 гг. Общество провело в разных регионах России 17 молодёжных военно-исторических лагерей, в которых отдохнули и прошли обучение более 3000 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Двухлетний опыт показал, что военно-исторические лагеря, проводимые в период летних школьных каникул, являются одной из наиболее эффективных и востребованных форм работы с подрастающим поколением. К настоящему времени формат детского лагеря с углубленным изучением истории Отечества и воинских традиций и с погружением в атмосферу героического прошлого нашей страны (это, прежде всего, эпоха Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) стал визитной карточкой Общества в области патриотического воспитания молодежи.

«Будь Героем» – таков лейтмотив военно-исторических молодежных лагерей РВИО. Цель военно-исторического лагеря – воспитание гражданина, ощущающего сопричастность к своей истории, осознающего ответственность за судьбу Родины и свой гражданский долг.

Программа лагеря – это целостный комплекс воспитательных, спортивных, гражданско-патриотических, просветительских, общественно-трудовых, интеллектуально-развивающих, духовно-нравственных мероприятий с элементами традиционной культуры. Прохождение военно-исторических маршрутов, посещение музеев, просмотр кинофильмов, творческие и тематические вечера, беседы, патриотические песни, спектакли, традиционные народные игры и забавы, уход за памятниками и воинскими захоронениями, спортивные состязания, сдача нормативов ГТО, изучение культуры обращения с оружием, основ военной подготовки, воинских традиций, национальных и воинских символов России, истории своей семьи, отработка навыков выживания и устойчивого поведения в экстремальных условиях, командные игры на местности, интеллектуальные конкурсы и викторины – вот неполный перечень того, чем наполнен каждый день пребывания ребят в лагере.

Российское военно-историческое общество старается воспитывать молодежь на конкретных примерах, близких и понятных ребятам. Это не только герои прошлого – защитники Отечества, выдающиеся деятели науки, культуры, производства, полководцы и флотоводцы, космонавты и первопроходцы, но и родственники, члены семей самих ребят, информацию о которых они учатся получать путем самостоятельной работы с электронными базами данных Министерства обороны России «Память народа», «Мемориал» и «Подвиг народа». Отрадно наблюдать, как мальчишки и девчонки, впервые услышав о возможности, не выходя из-за компьютера узнать, где погиб и захоронен прадедушка, за что прабабушка была награждена орденами и медалями, начинают звонить родителям, уточнять отчества, даты и места рождения предков, делиться полученной информацией. Через изучение истории семьи приходит понимание сопричастности к великой российской истории.

Большой интерес и душевный отклик у ребят вызывают встречи с живыми героями – Героями Советского Союза, участниками Великой Отечественной войны, участниками боевых действий, Героями России, выдающимися учеными. Пример жизненного пути и человеческие качества этих людей становятся для подрастающего поколения ориентирами, необходимыми каждому молодому человеку даже в мирной жизни.

Мы стремимся приобщить подростков к духовно-нравственным ценностям и российской культуре, развить их творческие способности, подпитывать их познавательные интересы – именно поэтому большое внимание уделяется мероприятиям интеллектуально-развивающей и просветительской направленности. Дети участвуют в творческих вечерах с литературно-музыкальными элементами и театрализацией, литературном проекте «Во славу Отечества», проверяют свои знания по русской литературе в викторинах «Знаете ли Вы Л.Н. Толстого?», «Знаете ли Вы А.П. Чехова?» и других наших классиков.

Для нас важно, чтобы программа лагеря была направлена в первую очередь на идейно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В течение смены пребывание ребят в лагере построено в соответствии с несколькими разноплановыми блоками: «Адаптация, формирование и слаживание отрядов», «Базовая гуманитарная, военная, физическая и туристическая подготовка», «Изучение и сохранение военно-исторического наследия и воинских традиций», «Проверка и закрепление полученных знаний, умений и навыков на практике. Комплексная игра на местности (полевой выход, поход)».

Особое место в программе занимает блок «Изучение и сохранение военно-исторического наследия и воинских традиций», в ходе которого участники лагеря с большим энтузиазмом принимают участие в дискуссиях, проходящих в рамках творческих вечеров на темы «Зачем нужно знать историю?» и «Мифы истории». Чтобы эти вечера проходили в увлекательной форме, ребята готовятся к ним заранее – читают исторические книги, изучают материал по теме – это позволяет подросткам вести диалог, учиться мыслить, формировать свое мнение. Также педагоги проводят интерактивные занятия и лекции: «Этот день мы приближали, как могли!», «Против чего сражались наши деды», «Детство, опаленное войной», а вечерняя программа дня в лагере часто завершается просмотром документальных и художественных фильмов на военную и историческую тематику.

Осознание причастности к славным страницам истории Отечества происходит, когда, путешествуя по определенному военно-историческому туристическому маршруту, подростки посещают музей, памятное или боевое место, братские захоронения павших воинов.

В инструкторско-педагогический состав лагерей Российского военно-исторического общества входят преподаватели и психологи, которые в доступной для подростков форме проводят занятия: «Я – Гражданин и Защитник Великой Страны!», «Я Родиной моей живу!», «Незаконченная война?».Здесь ребята обсуждают проблемы формирования четкой гражданской позиции, осознают, что для них значит Родина, узнают много нового о значении и технологии поисковой работы и проблемах «наследия войны», вопросах увековечения памяти погибших защитников Отечества.

Всю смену участники лагеря находятся на свежем воздухе, в экологически чистом районе, участвуют в подвижных играх, спортивных состязаниях, игре «Карта местности», под руководством профессиональных инструкторов проходят курс выживания «Юный разведчик», обучающий экскурс «С тобой в разведку? Пойду!», спортивно-развивающую программу «Готов к победам!», изучают курс «Ориентирование на местности и основы военной топографии».

Продуманная внутренняя инфраструктура лагеря является залогом его полноценной работы и комфортных условий пребывания в нем детей. Для этого на территории лагеря присутствует специально оборудованная площадка для прикладных игр – пейнтбола, страйкбола, лазертага, для прохождения курса обучения спецподразделений выстраиваются элементы разрушенных зданий, спортивный и высотный городки, полоса препятствий, веревочный комплекс. С большим удовольствием ребята играют в традиционные виды спорта на открытой спортивной площадке – футбол, волейбол, баскетбол.

В связи с совершенствованием государственной политики в области физической культуры, развитием массового спорта и возрождением хорошо известной с 1931 года системы ГТО - 24 марта 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». Создание подобной эффективной системы физического воспитания, направленное на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, позволяет смело говорить о том, что опыт, сложившийся в течение десятилетий, востребован и в настоящее время.

Несомненно, работа лагеря может быть эффективной только при условии благоприятного микроклимата в коллективе и общей доброжелательной атмосферы. Интересна практика организации пионерских лагерей в советское время, которую, на наш взгляд, было бы полезно использовать и сегодня.

Важным источником для нас стал «Дневник отрядного вожатого» 1988 года, оказавшийся в распоряжении Общества. Толстая тетрадка, исписанная старательным почерком, где содержится распорядок дня и личный штат лагеря, значится подробный список «Ребята моего отряда» с датами рождения, адресами и указанием именинников месяца, отмечены «Знаменательные даты года».

В самой манере ведения «Дневника» виден серьезный, ответственный подход к организации воспитания «подшефных» ребят из отряда. «Дневник» начинается с раздела «Прочитай и заучи» – тех непреложных основ педагогики, без которых организация воспитательного процесса невозможна:

1.Поручая ребятам дело, четко объясняй им задачу.
2.Прежде, чем требовать с ребят – потребуй с себя.
3.Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в их возрасте – тебе легче будет их понять.
4.Воспитывая отдельную личность, помни, что лучший воспитатель – коллектив!
5.Имей бесконечное терпение, умей прощать, не обижайся на шутки.
6.Будь вежлив и разборчив в выражениях, следи за каждым своим словом.
7.Всегда будь бодр и энергичен!

При изучении «Дневника» обращает на себя внимание последовательность и тщательность, с которыми ежедневно вожатым отряда заполнялся раздел «Пионерские дела». В нем отмечалось, какие мероприятия были запланированы и реализованы в течение дня, проводился «Анализ дня», с указанием количества мальчиков, девочек и заболевших ребят, упоминанием сведений о происшествиях и, что самое главное, с заключительной характеристикой «Психологического климата в отряде» и результатами «Индивидуальной работы с детьми».Благодаря такому систематическому подходу, вожатый мог ежедневно анализировать работу отряда в течение смены, отслеживать изменения в микроклимате, отмечая положительную динамику или корректируя выявленные недостатки.

Нам представляется, что даже через 30 лет мысли, изложенные в своем «Дневнике» вожатым, могут быть полезны и актуальны при организации педагогической и воспитательной работы с детьми и молодежью. Не вызывает сомнения, что положительный опыт прошлого следует использовать для воспитания подрастающего поколения и сегодня, ведь, как известно, «Без прошлого нет будущего».

Авторы материала:
Денис Садовников, руководитель Департамента по работе с государственными и общественными организациями РВИО

Виктория Петракова, к.и.н., главный специалист Департамента по работе с государственными и общественными организациями РВИО.

Источник: histrf.ru.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступные HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.