"ЛЮДИ И ВОЙНА" - "PEOPLE AND WAR"

САЙТ ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ВОИНАХ, ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В ВОВ, А ТАКЖЕ ИХ РОДСТВЕННИКОВ...
Текущее время: Чт мар 28, 2024 16:58 16

Часовой пояс: UTC+03:00


Добро пожаловать на наш форум. Регистрируйтесь на нем и пишите свои заявки в темах. Указывайте в заголовке темы Ф.И.О. в именительном падеже… Если Вы зарегистрировались на форуме, но в течение суток не произошла активация Вашего аккаунта, то пишите администратору на tashpoisk@mail.ru. В связи с наплывом спамеров на форуме включена ручная активация аккаунтов (спамеров просим не беспокоить, их аккаунты будут удалены).



Правила форума


Сбор средств на создание "Вяземского мемориала": viewtopic.php?f=504&t=8285
Общий раздел по «Вяземскому концлагерю»: viewforum.php?f=426
Список найденных семей военнопленных Дулаг-184, Вязьма: viewtopic.php?f=503&t=4849
Список отработанных тем: viewtopic.php?f=501&t=8111&p=29118#p29118



Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн апр 30, 2012 0:22 00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 19, 2009 22:16 22
Сообщения: 15632
Откуда: Ташкент, Узбекистан
Акция «ВМ»: трубачи на vmdaily.ru

Екатерина Пятунина
Опубликовано: 23 апреля 2012, 16:00

«Вечёрка» ищет пропавший в октябре 1941 года под Вязьмой Государственный духовой оркестр Союза ССР.

На протяжении двух последних публикаций («ВМ» 27.10–2.11, «ВМ» 3–9.11) мы пытаемся буквально по крохам архивной информации и показаниям трех очевидцев, которые 70 лет назад были детьми, восстановить картину ухода оркестрантов на фронт. Мы точно знаем, что они ушли добровольцами в народное ополчение.

На гастролях в Омске. Слева направо: музыканты Богданов, Берг, Хомицкий, Бейлезон и Ромашков. Человек, который стоит отдельно, нам неизвестен.
[ img ]

Главный большой (порядка сотни человек) духовой оркестр Советского Союза «потерялся» под Ельней, а заодно исчез из памяти нашей страны. Про оркестр не помнят ни в Московской филармонии (где, к слову, жены музыкантов потом получали справки о том, что их мужья служат артистами в рядах Красной армии, и куда приходили за их фронтовой зарплатой), ни в Министерстве культуры РФ.

Точка в биографии огромного коллектива попросту не поставлена — для музыкальных энциклопедий она обрывается в 1939 году с уходом из оркестра его основателя — известного музыканта, профессора Московской консерватории Владислава Блажевича.

На тот момент Блажевич был немолод и тяжело болен. Но оркестр еще два года — до августа 1941-го — существовал без него. Как существовал, под чьим руководством, непонятно. В августе 1941-го, когда музыканты в составе 6-й дивизии народного ополчения (ДНО) Дзержинского района Москвы уже были под Смоленском, оркестр расформировали.

Что же произошло в глухих вяземских лесах незадолго до того, как оркестр действительно прекратил свое существование в связи с гибелью всех его участников.

Об этом расскажут письма кларнетиста оркестра Константина Хомицкого.

«Я ЛИЧНО МЕЧТАЮ О ТЕПЛЫХ НОСКАХ И ПЕРЧАТКАХ»

Даже из трех писем видно, насколько тяготила Константина Леонтьевича разлука с семьей. Он очень переживал: его 35-летняя жена осталась с тремя детьми на руках. Неуправляемой Люськой, болезненной Лялей и новорожденной Зоей, которой всего было две недели от роду.

— После того как отец записался в народное ополчение и уже даже пришел приказ явиться на призывной пункт с вещами, к нам домой прибежал вестовой (то есть посыльный) из военного оркестра под управлением Федора Осиповича Николаевского, — вспоминает Людмила Хомицкая, — с предложением отцу от Федора Осиповича. Николаевский настаивал, чтобы отец срочно написал заявление о поступлении в его военный оркестр. Уговаривал сделать это ради троих маленьких детей — от двух недель до семи лет. Но отец категорически отказался, сказав: «Война скоро кончится, и немцы сюда не дойдут». Он думал, что война продлится не более четырех месяцев, так думали, впрочем, они все.

Свою жену он, уходя на фронт, записал в эвакуацию в Уфу «силой». Существенное место в письмах занимали его объяснения, как жене получить от него деньги. Константин Леонтьевич, в свою очередь, остался фактически без обратной связи.

Из письма (5 сентября 1941 года): «Посылки приходят очень многим нашим музыкантам. Например, Гнедич сегодня получил уже третью посылку, правда, там ничего особенного нет, но и это здесь очень дорого и приятно. Я лично очень мечтаю о теплых носках и перчатках, так как здесь стало очень холодно, особенно по ночам. Вот и сейчас пишу письмо, а самому неприятно. Холодно, моросит дождь, а ночью стынут ноги. Сыро.

Понятно. Ближе к холодам нам, вероятно, дадут все самое необходимое, а пока жалею, что не взял свое из дому».

Уходя в ополчение, Константин Хомицкий явно не думал о том, что может задержаться под Вязьмой

В последнем письме, от 20 сентября 1941 года, он снова мерзнет: «Шлю я вам свой боевой привет и сообщаю, что я пока жив-здоров , хотя немудрено простудиться — ветер, дождь и очень сыро — погреться и посушиться, конечно, негде. Ты пишешь, что взяла с собой из одежды только то, что необходимо, а из зимнего ничего не захватила, это плохо, потому что война, очевидно, затянется надолго, хотя зимовать в такой обстановке, как наша, неприятно. Но немцу будет еще хуже (…) потому зимы и мороз могут очень много дать в нашу пользу и устроим разгром Гитлеру».

В конце последнего письма кларнетист Константин Хомицкий изобразил себя солдатом с винтовкой за плечами.
[ img ]

«БУДЕТ ВРЕМЯ И БУМАГА — НАПИШУ»

Как все-таки шла их служба? По архивным документам знаем, что с июля по конец сентября 1941 года под Ельней в составе 6-й ДНО Дзержинского района г. Москвы существовал дивизионный духовой оркестр. В 1946 году, вернувшись из плена, бывший музыкант Государственного духового оркестра Фома Воеводин указал, что был в дивизии музыкантом-санитаром. Григорий Гусев, также выживший в плену, находился в 6-й ДНО в «должности музыканта».

Дмитрий Григорьевич Ромашков служил «старшиной музвзвода 3-го стрелкового полка» этой дивизии.

А Татьяне Хомицкой в октябре 1941 года, буквально за считаные дни до гибели оркестра, выдали справку, что ее муж «в качестве артиста работает в Государственном коллективе Союза ССР Государственного оркестра, находясь в рядах Красной армии».

Из письма (5 сентября 1941 года) «Мы сейчас находимся почти все вместе в музвзводе. Выполняем обязанности бойца, какие здесь нужны и понадобятся. Стрелять мы умеем не хуже других! А я отстрелял с оценкой «отлично», так что если попадется мне на мушку фашист, то можно считать его покойником. Самолетов над нами сейчас стало меньше — их почти не видно, не так, как в первые дни. Очевидно, немцы порядочно их потеряли, а наши все прибывают. Оборона на нашем участке стала крепче — превратилась в наступательную. Бандитов отогнали и сами продвинулись вперед.

Наши бомбят Берлин аккуратно и без потерь. Посылку мою дома получили? Все в порядке? Пиши чаще... Если будет время и бумага, напишу».

Константин Леонтьевич был «ворошиловским стрелком». А Дмитрий Ромашков писал с фронта, что винтовок на всех не хватает, многие их и в руках держать не умеют.

Константин Хомицкий на момент знакомства с будущей женой был военным курсантом в Кремлевском оркестре.
[ img ]

Татьяна Хомицкая в день свадьбы 1 января 1929 года. Ей — 24.
[ img ]

МНЕНИЕ

ДМИТРИЙ БАРБАШ
ПОИСКОВИК

Если он отстрелял с оценкой «отлично», значит, в бой они еще не вступали. А шестого сентября наши Ельню берут.

В последнем письме от 20 сентября Константин Хомицкий напишет: «...Проходил по отбитому городу Ельни — всюду разрушенные дома и от снарядов высажены двери и окна. Вспомнил про нашу комнату — не ждет ли ее такая же участь. На днях к нам приезжала бригада Красноармейского ансамбля песни и пляски. Расстроился по многим причинам. Думал встретить Валентина (родственник. — Прим. Е. П.), но его в бригаде не было. Целую всех крепкокрепко, будьте здоровы, живите богато, а мне далеко еще, видно, до хаты. Хотел по привычке написать вам стихи, но голова что-то пустая, ничего не выходит, да и холодно. «Горючего» дают не всем — а надо бы. Если приедешь первой домой, то запасись «горючим» — тогда уж и погреюсь. Но пока жду письма».

В конце письма он изобразил себя — маленького солдата с винтовкой за плечами. По иронии судьбы, в эвакуации Татьяна будет работать на спиртовом заводе, с сотрудниками расплатятся спиртом. Спирт станет для нее валютой, которая позволит вернуться из далекой эвакуации в Москву.

«ПОГИБ ВАШ КОСТЯ…»

Больше писем от него не приходило. Дмитрий Дмитриевич предполагает, что все закончилось для оркестрантов в октябре, во время «вяземской операции», когда шли самые ожесточенные бои. В некоторых извещениях говорится, что они пропали без вести в декабре 1941 года.

МНЕНИЕ
ДМИТРИЙ БАРБАШ
ПОИСКОВИК

— То, что указывается декабрь, как раз говорит о том, что музыканты погибли в октябре. Боец считался пропавшим без вести спустя три месяца.

Татьяна Николаевна Хомицкая в 1948 году получила письмо от жителя села Ярославль Смоленской области А. Герасенкова. Он писал, что находился в одном взводе с Хомицким К. Л. и Деньгой Андреем Андреевичем и Гнедичем (тоже музыканты оркестра) Они обменялись адресами, чтобы оставшиеся в живых сообщили о погибших родным. Адрес Герасенков нашел во время ремонта избы и тут же решил написать.

«Татьяна Николаевна, я хочу вам написать о вашем муже, или о моем друге и товарище. Нам пришлось держать оборону около города Ельни. В двух километрах, где я живу. Возле моей хаты, где мы находились и нам еще помимо того, что мы получали продукты, с кухни дополнительно приготавливала Михеевна (Феня Михеевна — жена Герасенкова. — Прим. Е. П.) Мы были втроем — Хомицкий, Деньга и Герасенков. И когда открылся бой, и мне после боя не пришлось с ними встретиться, и мало вышло из боя живых. Я решил написать письмо поздно, но и лучше, чем никогда. (…) Погиб Костя от Ельни в 6 или 7 км».

Татьяна Николаевна Хомицкая в 1948 году получила письмо от жителя села Ярославль Смоленской области А. Герасенкова. Он сообщил, что ее муж Костя погиб в 6 или 7 км от Ельни.
[ img ]

МНЕНИЕ

ДМИТРИЙ БАРБАШ
ПОИСКОВИК

— Возможно, в этом эпизоде речь идет о боях уже в окружении. Я не думаю, что могли сформировать одно подразделение из музыкантов. Они и так смертники. А тут почти целая рота вообще не умеющих ни стрелять, ни маскироваться и рыть окопы интеллигентов. Да никто и не согласился бы командовать такой ротой живых мишеней. Их могли по разным подразделениям разбросать. Мне кажется, что они могли так проходить по спискам личного состава.

— Берг выжил и после войны приезжал к нам, — рассказывает Людмила Константиновна, — он сказал маме, что отец был ранен в голову и попал в плен. Возможно, он оказался как раз на территории Вяземского мясокомбината.

P.S. Вот и все, что нам на сегодняшний день известно об оркестре. Теперь мы углубляемся в поиски и постараемся собрать максимальные сведения о музыкантах-героях.

Мы еще раз обращаемся ко всем, кто обладает какими-либо сведениями об оркестре-ополченце и его участниках. Будем рады любой информации. Большая просьба к поисковым отрядам, сотрудникам военных и государственных архивов, краеведам, музеям, возможным свидетелям и очевидцам, жителям тех мест помочь нам в поиске.

Дети оркестрантов нашли друг друга через «ВМ»

Дмитрий Ромашков, сын музыканта-тубиста Дмитрия Ромашкова, почти 30 лет пытается собрать хоть какую-то информацию о коллективе. В 1996 году Дмитрий Дмитриевич написал в «Вечёрку» несколько писем, журналист Алла Стойнова их опубликовала. Пошли звонки от детей музыкантов и поисковиков. На встречу пришли человек девять — тогда еще даже были живы жены музыкантов. Но ничего нового участники встречи друг другу не рассказали.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОКА БЕЗ ОТВЕТА

● Сколько было участников в коллективе? Как звали музыкантов?

● В ведении какой организации находился оркестр?

● Кто руководил коллективом последние два года?

● Ушли музыканты воевать или все же отправились провожать наши полки до Смоленска?

● Почему оркестр расформировали «в спину», когда они и так были уже на фронте?

● Сколько человек и кто ушел в ополчение?

● Когда и при каких обстоятельствах оркестр погиб?

● Сколько музыкантов уцелело после битвы под Москвой? Как сложилась их дальнейшая судьба?

«ВЕЧЁРКА» ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ПОИСКИ

● С помощью поисковых отрядов узнаем судьбу взводов, где оказались музыканты.

● Едем на Вяземский мясокомбинат, на территории которого в годы войны могли находиться в плену участники оркестра. Обращаемся к руководству предприятия с просьбой разрешить поисковые работы на его территории.

● Обращаемся к мэру Вязьмы Виктору Семейкину с просьбой содействовать нашему поиску и установке памятника вяземским пленным.

● Обращаемся в Центральный музей Великой Отечественной войны с просьбой посвятить экспозицию погибшему Государственному духовому оркестру Союза ССР.


КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В редакцию позвонила внучка дирижера Владислава Блажевича, основателя Государственного духового оркестра Союза ССР, Ирина Сергеевна Глуховцева и поблагодарила за неожиданный подарок, который «Вечерка» сделала ей на день рождения (2 ноября Ирина Сергеевна отметила 74-летие), написав о ее дедушке и его оркестре.

— Моего деда постигла похожая участь, что и его оркестр, — сообщила Ирина Сергеевна, — его почти не помнят.

Источник: http://www.vmdaily.ru/news/akciya-vm-tr ... 82445.html

_________________
Генеалогия:Январцево https://t.me/Yanvarcevo; Великий Самбор https://t.me/Velikiy_Sambor; Сосница https://t.me/Sosnica_Chernigov; Венчагов https://t.me/Venchagov; Любимовка https://t.me/Lyubimovka_HutorKrylov Tashpoisk@mail.ru


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Пн апр 30, 2012 0:37 00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 19, 2009 22:16 22
Сообщения: 15632
Откуда: Ташкент, Узбекистан
Акция «ВМ»: ищем пропавший оркестр

Екатерина Пятунина
Опубликовано: 23 апреля 2012, 14:59

«Вечерняя Москва» ищет без вести пропавший под Вязьмой в октябре 1941 года Государственный духовой оркестр Союза ССР.

Наши сведения о тех событиях фрагментарны и противоречивы. Опираться приходится на детские воспоминания очевидцев, четыре военных письма и скупые выдержки из архивов.

В этой истории очень многое неясно. Что неудивительно: вяземская операция» сама по себе в буквальном смысле слова — страшная тайна Великой Отечественной войны. У нас уже есть помощники: мгновенно «взял след» поисковый отряд Победа».

Государственный духовой оркестр Союза ССР со своим знаменитым художественным руководителям, главным дирижером Владиславом Блажевичем (в центре стоит).
[ img ]

Еще раньше на нашу первую публикацию об оркестре (18.03.2011 «Без вести, без памяти») откликнулся художественный руководитель современного Государственного духового оркестра России (являющегося правопреемником погибшего коллектива) Владимир Чугреев.

Этой осенью в память о событиях октября—декабря 1941 года его музыканты дают ряд благотворительных концертов-реквиемов, посвященных трагически погибшему оркестру-предшественнику. И, конечно — дети погибших музыкантов — сестры Людмила, Лариса и Зоя Хомицкие и Дмитрий Ромашков-младший.

«Вечёрка» постарается собрать максимум сведений о погибшем коллективе и будет держать читателей в курсе расследования. Мы просим откликнуться всех, кто обладает какой-либо информацией об оркестре-ополченце, детей и внуков его участников.

Мы обращаемся к поисковикам, сотрудникам военных и государственных архивов, музыковедам, возможным очевидцам и свидетелям, жителям мест, где стояли музыканты, и особенно — к Министерству культуры, помочь нам в поиске. Необходимо поставить точку в биографии этого некогда гремевшего на всю страну коллектива, участники которого до сих пор остаются безымянными героями обороны Москвы.

В июле 1941 года музыканты Государственного духового оркестра Союза ССР добровольно вступили в народное ополчение и в составе его 6-й дивизии Дзержинского района Москвы ушли на фронт вместе со своими духовыми инструментами.

В августе их оркестр расформировали в буквальном смысле слова — «в спину». Трубы отправили обратно в Москву. Через полтора-два месяца теперь уже бывшие оркестранты вместе с другими защитниками столицы были перемолоты в «мясорубке вяземского котла». То, что оркестранты погибли не в «музыкальном» статусе, а как простые «окопники», стало причиной, по которой забыли и о самом оркестре, и о подвиге его участников.

Никто, кроме детей музыкантов, не знает, что основной духовой оркестр большой советской страны прекратил свое существование не потому, что его «расформировали в августе 1941», а потому что спасал Москву.

МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР ЧУГРЕЕВ, художественный руководитель Государственного духового оркестра России:

— Как человек военный, скажу, что существует мобилизационный план, согласно которому одни оркестры остаются, а другие — расформировываются. Почему это произошло именно с духовым оркестром? Потому что музыканты были призывного возраста — тридцатилетние, годные к службе. А Государственный симфонический оркестр не тронули, потому что там были, скорее всего, пожилые музыканты. Старше 45 лет уже не годятся.

КОГДА ЗАБОРЫ БЫЛИ БОЛЬШИМИ…

Дмитрий Дмитриевич Ромашков как сейчас помнит, что отец и его товарищи уходили в народное ополчение 16 июля от Цирка на Цветном бульваре — рядом находился техникум, где базировался сборный пункт. Прощаться с родными выходили из-за забора техникума.

Дмитрий Григорьевич Ромашков на войну свою тубу не взял.
[ img ]

У Людмилы Хомицкой (тогда 7-летней Люси) ощущение, что оркестранты провели за забором несколько дней, будто она с мамой Татьяной Николаевной и младшей сестрой Лялькой приходили туда несколько раз. Может, поэтому в день расставания она и не смогла оценить важность момента.

Как обычно, долго ждали у забора. Девочки утомились, и тут Люся увидела, что на Цветной бульвар, звеня, медленно въезжает большой красный красивый трамвай.

— Не говоря ни слова, я молниеносно вырвалась у мамы, схватила Ляльку за руку, и мы побежали за этим трамваем, — вспоминает Людмила Константиновна, — мама нам кричала-кричала, ну куда там! Мы ее и не слышали. Бежали, любовались трамваем до Трубной площади. Вместо папы проводили трамвай.

Когда девочки пришли обратно, мама с папой уже простились. Его выпустили буквально на секунду — поцеловаться. И он ушел.

Навсегда. Потом повзрослевшая Людмила много раз будет приезжать к Цирку на Цветном бульваре. Искать место, откуда ушел отец.

— Забор, который для меня тогда был огромным, оказался каким-то маленьким — как они там все умещались? Почти сто человек? Или, может, это не тот забор? — рассуждает она.

Она так и не смогла «взять след». Исчез и сам оркестр, и место, откуда они уходили на войну. Да и от трамвая, увлекшего когда-то Люсю с сестренкой за собой, даже рельсов не осталось. Трамваи в тех местах перевелись.

«ИНСТРУМЕНТЫ ЗДЕСЬ ОКАЗАЛИСЬ ЛИШНИМИ»

Дочери гобоиста Сергея Ивановича Бурцева в 1996 году (сейчас связь с ними прервалась, и телефоны не отвечают. — Прим. Е. П.) вспоминали, что все музыкальные инструменты погрузили на отдельную машину. Дмитрия Ромашкова это очень удивляет.

Он отца не провожал — тот строго-настрого запретил разводить нюни, но точно помнит, что отец не взял свою тубу.

— Она была огромная. Куда бы он с ней потащился? — рассуждает сын тубиста, — отец знал, что идет на войну, и не питал иллюзий на этот счет. Он мне пообещал, что разобьет фашистов и вернется. Отцу было 33 года, он был большой, красивый. Я не мог ему не поверить. И страшно гордился, что у меня такой папа и радовался, что он идет на войну.

А потом от папы пришло несколько треугольников, где он «оставлял» Диму за старшего мужчину в доме на время своего отсутствия и наказывал беречь маму. Также он писал, что винтовок на всех не хватает. Письма перестали приходить в сентябре.

Людмила Хомицкая, дочь кларнетиста Константина Хомицкого, помнит, что папа сто раз сказал маме: «Ну что ты волнуешься? Мы провожаем наши полки на фронт. Будем играть полковые марши. Проводим и вернемся».

И ушел с кларнетом. Через месяц в письме от 16 августа он напишет своей жене Татьяне: «…я послал домой посылку с моими вещами, с инструментом — на твое имя или за отсутствием — Вершину Ивану Александровичу.

Инструменты здесь оказались лишние. Так что их отправили в Москву, а мы получили более надежный инструмент — винтовку, и с ней будем идти на врага до полного его уничтожения.

Все мы подписались на 5% в 45 рублей в месяц зарплаты на оборону страны до конца войны. И как бы тяжело не было — конец должен быть». В этом же письме есть странная фраза: «Да, с нашим коллективом вышло очень нехорошо, за что благодарить нужно исключительно Чебученко, но это уж после войны. Пока мы его не видим. Если бы не его вмешательство, могло бы быть все иначе. Но теперь о нем писать считаю лишним».

Всего от Константина Хомицкого пришло три письма, последнее — 20 сентября.

МНЕНИЯ

ВЛАДИМИР ЧУГРЕЕВ:

— Вы можете себе представить, что значит «проводить до Смоленска»? Слишком далекая прогулка получается. Легко сказать. Для таких проводов нужно обеспечить музыкантам — питание, места для ночлега, перевозку и многое-многое другое. Скорее всего, они должны были стать полковым оркестром.

ДМИТРИЙ БАРБАШ, поисковик:

— Теоретически на фронт они могли, конечно, пойти и с инструментами. Но вот в чем вопрос: если это произошло после расформирования оркестра, то тогда трубы, скрипки и тромбоны, по логике, должны были быть их личными. Если инструменты были государственными, то должны быть какие-то документы. После войны их должны были как-то списать.

КСТАТИ

Шестая дивизия народного ополчения Дзержинского района Москвы формировалась в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В дивизию пришли рабочие машиностроительного завода «Борец», чугунолитейного «Станколит», комбината твердых сплавов, «Красного металлиста», чулочной фабрики имени Ногина, сотрудники Наркомата иностранных дел СССР и других предприятий и учреждений, студенты, преподаватели и профессора МИИТа. Всего в дивизию вступило около 8 тысяч человек из 170 предприятий и учреждений.

Писатель Константин Симонов о 6-й дивизии

Симонов видел 6-ю дивизию народного ополчения 23 июля 1941 г. на Смоленщине: «В следующей деревне мы встретили части одной из московских ополченческих дивизий, кажется, шестой. Они тогда произвели на меня тяжелое впечатление.

Впоследствии я понял, что эти скороспелые июльские дивизии были в те дни брошены на затычку, — этой ценой сохранить и не растрясти по частям тот фронт резервных армий, который в ожидании следующего удара немцев готовился восточнее, ближе к Москве. Но тогда у меня было тяжелое чувство. Неужели у нас нет никаких других резервов, кроме вот этих ополченцев, кое-как одетых и почти не вооруженных? Одна винтовка на двоих и один пулемет.

Обмундирование — гимнастерки третьего срока, причем часть этих гимнастерок была какая-то синяя, крашеная».

Ответы из инстанций: про оркестр не помнят ни в Московской филармонии, ни в Министерстве культуры.
[ img ]

Статистика пленных

Советские воины и добровольцы-ополченцы из Москвы, попавшие в плен в ходе операции, содержались в немецком пересыльном лагере № 184 в Вязьме.

Смертность в лагере доходила до 300 человек в день. На территории лагеря — 40 рвов размером 4х100 метров, в которых захоронено, по разным данным, от 70 до 80 тыс. человек.

По состоянию на 2009 год на захоронениях погибших размещаются огороды, гаражи, машиностроительное предприятие и местный мясокомбинат, в здании которого лагерь и располагался.

КСТАТИ

Из 12 июльских дивизий московского народного ополчения 1941 года 9 погибли на Смоленщине: 1-я, 2-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я, 13-я, 17-я. 18-я продолжала сражаться на Московской земле и две — 4-я, 21-я — на Тверской (Калининской), Московской и Калужской землях.

_________________
Генеалогия:Январцево https://t.me/Yanvarcevo; Великий Самбор https://t.me/Velikiy_Sambor; Сосница https://t.me/Sosnica_Chernigov; Венчагов https://t.me/Venchagov; Любимовка https://t.me/Lyubimovka_HutorKrylov Tashpoisk@mail.ru


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: 

cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB