"ЛЮДИ И ВОЙНА" - "PEOPLE AND WAR"

САЙТ ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ВОИНАХ, ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В ВОВ, А ТАКЖЕ ИХ РОДСТВЕННИКОВ...
Текущее время: Чт мар 28, 2024 22:37 22

Часовой пояс: UTC+03:00


Добро пожаловать на наш форум. Регистрируйтесь на нем и пишите свои заявки в темах. Указывайте в заголовке темы Ф.И.О. в именительном падеже… Если Вы зарегистрировались на форуме, но в течение суток не произошла активация Вашего аккаунта, то пишите администратору на tashpoisk@mail.ru. В связи с наплывом спамеров на форуме включена ручная активация аккаунтов (спамеров просим не беспокоить, их аккаунты будут удалены).





Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сергей Александрович Асямов
СообщениеДобавлено: Чт янв 13, 2011 14:12 14 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср июл 07, 2010 10:43 10
Сообщения: 48
Откуда: London
Сергей Александрович Асямов. Прерванный полет...

С первых дней Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в открытии Второго фронта в Европе. Правительства государств антигитлеровской коалиции на протяжении двух лет вели долгие переговоры по этому вопросу. Весной 1942 года от президента Соединенных Штатов Америки Рузвельта поступило предложение об организации встречи на высшем уровне для обсуждения деталей будущей военной операции союзников, урегулирования вопросов, связанных с ней и организации военной и гуманитарной помощи воюющим странам. Из-за тяжелого положения советских войск на фронтах, да и нахождения самого фронта недалеко от столицы СССР, советское правительство приняло решение о направлении В.М. Молотова в Великобританию и США, хотя изначально речь шла о проведении переговоров самим И.В. Сталиным.

В первых числах марта 1942 года Сталин поинтересовался у командующего авиацией дальнего действия генерал-лейтенанта А.Е. Голованова:
- Как лучше и быстрее попасть в Вашингтон самолетом?
Голованов немедля принялся за расчеты всевозможных вариантов и пришел к выводу, что наиболее выгодный и безопасный маршрут, напервый взгляд, авантюрный так как он проходил через линию фронта, из Москвы в Вашингтон через Исландию и Канаду. "Как я и ожидал, - вспоминал позже Александр Евгеньевич, - при докладе о вариантах полета в Вашингтон рейс через линию фронта вызвал недоумение. Но когда я высказал Сталину соображения, которыми я руководствовался, он признал их обоснованными. Командиром экипажа был назначен С.А. Асямов, которого я хорошо знал по совместной работе и полетам в Восточной Сибири. По характеру он был человеком чкаловского "покроя", безупречно владеющим полетом в любых условиях и не теряющимся в самой сложной обстановке. Три года проработали мы вместе на Севере, и я не знал ни одного случая, когда в чем-либо можно было упрекнуть Асямова, разве только в том, что он был весьма напорист в полетах, но никогда эта напористость не была причиной каких-либо происшествий".

Об этом героическом перелете написано много статей и снят не один документальный фильм. Их героями стали командир экипажа советского бомбардировщика ТБ-7 майор Э. К. Пусэп, второй пилот капитан В. М. Обухов, штурманы капитан А. П. Штепенко и капитан С. М. Романов, бортовой техник А. Я. Золотарев, помощник бортового техника С. Н. Дмитриев, стрелок носовой башни И. П. Гончаров, радисты Б. Н. Низовцев и С. К. Муханов, воздушные стрелки Д. М. Кожин, П. В. Сальников, Г. Ф. Белоусов и В. И. Смирнов, осуществившие в мае 1942 тяжелый и очень опасный перелет по маршруту Москва - Великобритания - Исландия - Канада - США c советской дипломатической миссией на борту.

Но остается практически незамеченным другой эпизод этой истории. За несколько недель до полета министра иностранных дел СССР, экипаж ТБ-7, под командованием майора Асямова С.А., в состав которого также входил второй пилот Э. К. Пусэп, штурманы С. М. Романов и А. П. Штепенко, бортинженеры С. Н. Дмитриев и А. Я. Золотарев , осуществил "тренировочный" перелет из Москвы в Англию, с целью проверки его возможности и безопасности. Здесь, в английском небе, в 200 километрах от Йоркшира, 30 апреля 1942 года произошла страшная катастрофа, которая чуть не изменила ход Второй мировой войны.

После более чем 7-ми часового полета, 29 апреля Асямов приземлил бомбардировщик на военном аэродроме Тилинг (Tealing), недалеко от городка Данди (Dundee), в Шотландии, крупной базы ВМФ Великобритании. Мгновенно самолет секретной миссии был окружен любопытными британскими пилотами и техниками. Летчиков Королевских Военно-воздушных Сил (R.A.F) заинтересовал советский ТБ-7, тем более, что лучшие английские и американские самолеты дальнего следования по всем летно-техническим параметрам уступали ТБ-7, особенно в первой половине Второй Мировой войны. Такого высокого класса машин английские ВВС еще не имели.

Отдых в Лондоне, куда была перевезена группа советских пилотов, оказался коротким. На следующий день после перелета, летчики, по многочисленным просьбам своих английских коллег, планировали вернуться на военный аэродром Тилинг и провести "экскурсию" по советскому самолету, а также, ознакомиться с новой боевой техникой Р.А.Ф в Ист-Форчуне (East Fortune). Но лететь мог только один член нашего экипажа. Пусэп и Асямов, по воспоминаниям самого Э.К. Пусэпа, разыграли эту поездку на спичках. Роковая, обломанная спичка осталась в руках Сергея Александровича. Второй пилот должен был остаться на торжественном собрании по случаю празднования 1 Мая, которое проводило Посольство Советского Союза совместно с Военной миссией в Лондоне.

После осмотра английских самолетов в Ист-Форчуне, экипаж D.H.95 "Фламинго" (бортовой номер R2764, 24-го Авиационного эскадрона, базировавшегося в Hendon (London)) и шесть пассажиров собрались в обратный путь. Ничто не предвещало произошедшей позже трагедии. Метеорологи прогнозировали солнечную и практически безветренную погоду. После осмотра и подготовки самолета к полету, капитан судна в 16.25 взял курс на Лондон. Хочется отметить, что капитан английского самолета являлся одним из опытнейших пилотов Р.А.Ф. Офицер Рэмзи (J. Ramsey) на момент катастрофы в общей сложности провел в воздухе 3755 часов, управляя различными типами самолетов. В годы службы в авиации его пассажирами были принц Бернхард (Bernhard), Лорд Шервуд (Lord Sherwood), Сэр Арчибальд Синклайн (Sir Archibald Sincklain), и лорд Луис Монтбатен (Lord Luis Mountbatten). 24-й Авиационный эскадрон был предназначен для осуществления перелетов на внутренних авиалиниях Великобритании и как правило перевозил ВИП персон, в том числе членов Королевской семьи и руководителей государства.

В районе Йоркшир неожиданно произошел взрыв правого мотора машины. Согласно отчету комиссии, проводившей разбор катастрофы, пассажиры не успели воспользоваться спасательными средствами - все парашюты остались нетронутыми. Выжить - шансов не имел никто. Самолет упал с высоты 2000 футов (600 метров) недалеко от деревни Грит Оусбурн (Great Ouseburn), что находится между двумя небольшими городами Исингволд (Easingwold) и Кнаресборо (Knaresborough) в Северном Йоркшире. Взрыв упавшего самолета был настолько мощный, что обломки разлетелись на 3 мили (почти 5 км) в округе. Советско-английская комиссия под председательством Генерального инспектора Вернона Драуна (Vernon Drown. Chif Inspector) установила: "Причиной катастрофы явился внутренний деффект двигателя, его разрушение и последующий взрыв паров топлива, приведший к развалу крыла". По другой версии: "оборвавшийся шатун проломил картер. Обломки шатуна и картера пробили бензобак. В крыле самолета образовалась смесь паров бензина и воздуха, которая, вспыхнув, разорвала крыло на куски".

В результате катастрофы погибли четыре члена экипажа D.H.95 "Фламинго" и все пассажиры - трагедия унесла жизни десяти человек. В их числе были: командир советского бомбардировщика майор Асямов Сергей Александрович, члены советской военной миссии в Великобритании: помощник главы военной миссии по вопросам авиации полковник Григорий Петрович Пугачев, помощник военного атташе майор Борис Филиппович Швецов, секретарь миссии военный инженер 2 ранга Петр Иванович Баранов, офицер связи воздушного министерства Ф.В. Вильтон (Wilton Francis William), офицер связи подполковник Эдвардс (Edwards Kenneth Wykeham), старший пилот Дж. Рэмзи (J. Ramsay), сержант Джеймс Смит (James B Smith), сержант Алан Стрип (Alan J Stripp) и техник Джеймс Люис (James Lewis).
В связи с высоким уровнем секретности операции, английская пресса того времени не освещала этого трагического события. Никаких данных о погибших летчиках и членов Советской военной миссии не удалось найти в Британском архиве и архиве Имперского военного музея. Вероятно, эти документы до сих пор находятся под грифом "Секретно". Средства массовой информации не освещали события, связанные с катастрофой. И, например, новозеландская Evening Post, разместила заметки о перелете Пусэпа только лишь осенью 1942 года.

Как утверждает А.Е. Голованов, после смерти майора Асямова и членов миссии, И.В. Сталин произнес странную фразу : "Ну и союзники у нас!". По всей видимости в ней кроется одна из предполагаемых причин катастрофы. Сталин небезосновательно предполагал, что немецкая разведка или про-немецкие круги в Великобритании, таким образом пытались сорвать переговоры, или хотя бы оттянуть их, тем самым отодвинуть открытие второго фронта еще на неопределенное время. Вторая причина, вероятно самая правдоподобная - банальная техническая неполадка самолета. Но, тем не менее, хочется отметить, что англичане гордились своей машиной и были уверены в ней на все 100. Такого рода неполадок не происходило ни до катастрофы, ни после нее. Самолеты этой модели эксплуатировались в период с 1939 до 1950 года, и по статистике, признаны одними из самых надежных. Члены комиссии отметили, что ни признаков диверсии, ни саботажа в этой аварии обнаружено не было.

Погиб один из лучших пилотов Советского военно-воздушного флота - Сергей Александрович Асямов. Будущий Герой Советского Союза родился в 1 ноября 1907 г. в городе Красноярск в рабочей семье. Проходил службу в Красной Армии с 1929 по 1933 годы. По окончании в 1931 г. Ейского военно-морского авиационного училища молодой офицер Асямов получил специальность летчик-инструктор и ему было предложено остаться в этом же училище на преподавательской должности. В 1933 году он поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот и с 1935 года летчик Асямов шлифовал свой опыт в Ленской авиационной группе Главного Североморского пути, где в условиях заполярного круга проявил себя как настоящий профессионал и знаток своего дела. С началом Великой Отечественной войны Сергей Александрович был призван из Гражданского Воздушного флота в авиацию дальнего действия, где собрались опытнейшие летчики-полярники того времени. В июле 1941 г. опытный летчик был назначен командиром корабля 746-го авиационного полка дальнего действия. 10 августа 1941 года в составе группы бомбардировщиков, Асямов участвовал в знаменитом рейде на Берлин - первой в истории Великой Отечественной войны авиационной боевой операции в глубоком тылу противника. К январю 1942 г. майор Асямов совершил 48 боевых вылетов. Его экипаж сбросил на врага сотни тонн бомб и миллионы листовок. За подвиги, совершенные в военном небе, летчик был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Асямову Сергею Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Выдержка из представления С.А. Асямова к званию Героя Советского Союза: "+При бомбежке железнодорожного узла г. Минска в районе цели была низкая облачность. Несмотря на то, что корабль имел бомбы крупного калибра, Асямов принимает решение производить бомбометание из-под облаков. Снизившись до высоты 400 - 600 метров, самолет попал под сильный обстрел зенитной артиллерии противника. Осколком снаряда был выведен из строя один мотор, возник пожар. Проявляя исключительное хладнокровие, точно выдержав боевой курс, Асямов обеспечил отличное выполнение задания. Все бомбы были сброшены прямо в цель и вызвали большие взрывы и пожары. Возникший пожар на моторе был быстро ликвидирован экипажем самолета, и Асямов на трех моторах благополучно привел корабль на свой аэродром". На торжественном собрании 45-й авиадивизии было принято постановление ходатайствовать о навечном зачислении майора С. А. Асямова, удостоенного Золотой Звезды Героя посмертно, в списки 746-го авиаполка. Именем Героя названа улица в поселке Зырянка Верхнеколымского района Якутии. В Хатанге (Красноярский край) на вечном приколе стоит малый ледокол с паровым двигателем "Летчик Асямов".

Вызывает сожаление тот факт, что ни один из доступных источников не указывает на место захоронения Героя Советского Союза Сергея Александровича Асямова и погибших вместе с ним членов Советской военной миссии в Великобритании. И если в документах о гибели офицеров разведки Генерального штаба упоминается их предполагаемое место захоронения - Москва, то относительно майора Асямова источники почему-то умалчивают. С уверенностью можно сказать, что тела советских граждан не остались на английской земле. По утверждению эксперта поисковой работы К.Б. Стрельбицкого, тела погибших могли быть кремированы и в последствии перевезены в Москву. Наиболее вероятное место их захоронения - Донское кладбище - крупнейший колумбарий столицы.

6 июня 1944 года началась операция союзников "Оверлорд" по высадке десанта в Нормандии. Второй фронт в Европе был открыт. Немалый вклад в эту большую и важную работу, внесли не только правительства государств-союзников, но и простые советские летчики, рисковавшие своими жизнями для нашего общего дела - Победы.

http://www.flickr.com/photos/group9may/ ... 058920249/

Роман Фирсов. 01/11/2010

_________________
С уважением
Роман Фирсов


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB