"ЛЮДИ И ВОЙНА" - "PEOPLE AND WAR"

САЙТ ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ВОИНАХ, ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В ВОВ, А ТАКЖЕ ИХ РОДСТВЕННИКОВ...
Текущее время: Пт мар 29, 2024 16:10 16

Часовой пояс: UTC+03:00


Добро пожаловать на наш форум. Регистрируйтесь на нем и пишите свои заявки в темах. Указывайте в заголовке темы Ф.И.О. в именительном падеже… Если Вы зарегистрировались на форуме, но в течение суток не произошла активация Вашего аккаунта, то пишите администратору на tashpoisk@mail.ru. В связи с наплывом спамеров на форуме включена ручная активация аккаунтов (спамеров просим не беспокоить, их аккаунты будут удалены).





Начать новую тему  Ответить на тему  [ 3 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн апр 11, 2011 20:53 20 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 19, 2009 22:16 22
Сообщения: 15632
Откуда: Ташкент, Узбекистан
Санкт-Петербург и Ленинградская обл., поиск родственников участников конвоя БД-5

РОДСТВЕННИКИ НАЙДЕНЫ
523. Бакшеев Андрей Никитич, воинское звание – капитан-лейтенант; должность и специальность – помощник командира; год рождения – 1913; партийность – член ВКП (б); место рождения – г. Чита (г. Ленинград); социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1938 (1933) г.; каким РВК призван – г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Бакшеева-Степанова (Бакшеева, Степанова) Елена Родионовна (Федоровна), мать Бакшеева Нина Сергеевна, 1897 г.р., проживающая по адресу: Омская обл., станция Ишим (ныне г. Ишим Тюменской обл.), решение о назначении пенсии – на 2-х дочерей 578 руб. с 01.09.1944 г.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 13, Стр. 457.

526. Брусницина Мария Михайловна, лейтенант медицинской службы, спасена, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».

527. Вальский Александр Федорович, капитан-лейтенант, спасен, управление 6-го ДТЩ, личный состав БТЩ ОВР"а ГБ СФ.

532. Кимнатный Юрий Гурьевич, курсант ВМИУ, тральщик ТЩ-116, спасен.

534. Ковров Федор Николаевич, кладовщик, спасен, работник управления полярных станций ГУСМП, полярная станция мыс Челюскин, пассажир транспорта «Марина Раскова».

535. Коврова Клавдия Николаевна, ст. радиотехник, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова», направлялась на полярную станцию Гыдояма.

543. Митрофанов Евгений Николаевич, старшина 1-й статьи, спасен, тральщик ТЩ-116 (гребцы шлюпки), БТЩ ГБ ОВР"а СФ.

551. Силуанов Алексей Николаевич, спасен, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1910; место рождения – г. Ленинград (Ярославская обл., Солигаличский р-н, Костенево); социальное положение – рабочий; национальность – русский; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – плотник т/ст. …вежий о. Диксон, сезонно на 3-4 мес.; № паспорта, кем и когда выдан – …6636 1 Архгор… 19/III -; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – да; отношение к воинской обязанности (запас) – не строевой; где состоит на учете – 3 отд. милиции; адрес прежнего местожительства – Соломбала, ул. Связистов, д. № ….
А.Н. Силуанов начал работать в Архангельской гидробазе 14.05.1939 г. До 1945 года работал плотником, после 1945 года – матросом. Уволен 01.02.1956 г. Имел 5 детей.

558. Чистяков Виктор Павлович, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».

559. Чубаров Александр Павлович, штурман (командир БЧ-1), ст. лейтенант, тральщик ТЩ-116, в Ленинграде, где он родился, жил в последнее время, в училище подводного плавания (институт) преподавал штурманское дело, был командиром ТЩ-117 в Великую Отечественную войну, служил в штабе Северного флота после войны, был женат, у него было 2 сестры в Москве, знал норвежский язык. Возможно, что в 70– 80-е годы прошлого столетия он проживал по адресу: Чубаров А.П.,195067, Ленинград, ул. Бестужевская, д. 57, кв.49.

ПОИСК РОДСТВЕННИКОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

518. Александров Василий Васильевич, погиб, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1913; место рождения – Ленинградская обл., Новгородский р-н, д. Жабица (ныне – Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Жабицы); социальное положение – рабочий; национальность – русский; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – мастер, Нордвик, Нордвикстрой, на 3 года; № паспорта, кем и когда выдан – Л… 611764, Новгородским … /м Ленинградской обл., 23/XII -35; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – военнообязанный; где состоит на учете – снят за выездом в Нордвик; адрес прежнего местожительства – г. Москва, Сущевский вал, д. 50.

519. Алексеев Борис Иванович, воинское звание – старший лейтенант; должность и специальность – командир БЧ-1; год рождения – 1918; партийность и № комсомольского билета – член ВЛКСМ, № 0496373; место рождения – Ленинградская обл., пос. Вырица (ст. Вырица); социальное положение – учащийся (рабочий, служащий); национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1939 г.; военное образование – КВВМУ, 1941 г.; награды – орден «Отечественной войны» 2 степени; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Евхартская (Евхаритская) Варвара Константиновна, проживающая по адресу: г. Баку, район Баилов, улица Красная, д. 15, квартира Гопанюк (Топанюк), сын Евгений, 1942 г.р., Ленинградская обл., пос. Вырица, ул. Шудибилля (Шудибиля), 15/18, мать, Ленинградская обл., ст. Вырица; решение о назначении пенсии – сыну и матери 540 руб. с 01.12.1944 г.
Внесен в книгу Памяти Ленинградской области, том 21, стр. 42.

520. Алипова Мария Андреевна, магнитолог, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова», направлялась на полярную станцию Тихая.
Возможно, что в 60-е годы прошлого столетия она носила фамилию Дриацкая, работала или проживала в Ленинграде.

521. Аникин Сергей Иванович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – ст. команды минеров, минер 2 кл.; год рождения – 1908 (1918); партийность – кандидат в члены ВКП (б); место рождения – Ленинградская обл., Красное Село; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1938 г.; каким РВК призван – Красносельским РВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 4, стр. 114.
Его жена, Мамлюк Зинаида Ивановна жила в 70–80-е годы прошлого века по адресу: г. Челябинск, ул. Рождественского, д. 5, кв. 29.

522. Анищенко Иван Федорович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – комендор 3 кл.; год рождения – 1921; партийность – б/п; место рождения – Курская обл., Черновский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Ораниенбаумским РВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Анищенко Федора Антоновна, Черновский р-н, д. Орли (д. Орш…).
Внесен в книгу Памяти. Белгородская область. Том 5, стр. 432.

524. Балабин Зиновий Порфирьевич (Парфильевич), воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – комендор зенитный (зенитчик) 3 кл.; год рождения – 1924; партийность – б/п; место рождения – Ленинградская обл., Дедовичский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; каким РВК призван – Красноуральским РВК Свердловской обл.; последнее место службы – тральщик ТЩ-118 (п/п 36009), бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Балабин Порфирий Федорович, г. Молотов, Закама, Рыбацкая улица, 28 (23).
Внесен в книги Памяти: Свердловская область. Том 16, Пермская область. Том 2, стр. 90.

525. Баскаков Михаил Иванович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – радист 2 кл., ст. отд. радиотелеграфистов; год рождения – 1914; партийность – б/п; место рождения – Ярославская обл., Парфеновский р-н; социальное положение – служащий; национальность – русский; каким РВК призван – Кировским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Баскакова Анна Николаевна, г. Ленинград, ул. Чайковского, д. 16, кв. 3.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 8, стр. 42.
528. Денежкин Александр Иванович, инженер-механик (БЧ-5), ст. инженер-лейтенант, тральщик ТЩ-116, жил в последнее время на ст. Мга недалеко от Ленинграда, супруга – Валентина Ивановна, награжден 2 орденами «Красной Звезды».

529. Егоров Василий Тимофеевич, 1885 г.р., вольнонаемный, повар, погиб, пропуск № 5437, 37-я авиабаза ВВС БВФ (п/п 49235), пассажир транспорта «Марина Раскова», Петроградский проспект, д. 130, кв. 5 (последняя прописка).

530. Епифанов Николай Ильич, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист (машинист котельный, минер) 3 кл.; год рождения – 1924; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Архангельская обл., г. Молотовск; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; каким РВК призван – Молотовским ГВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Епифанова Александра Макаровна, г. Ленинград, ул. Союза печатников, д. 23/5, кв. 11.

531. Жаворонков Геннадий Кузьмич, пассажир транспорта «Марина Раскова», воинское звание – красноармеец; военно-учетная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п; год рождения – 1925; какой местности уроженец – г. Урицк (г. Ленинград), Ленинградская обл., Н-Знаменская трудноколонна-17; откуда и когда был призван – 02.02.1944 г., Волосовским РВК, Ленинградская обл.; последнее место службы – 391 зсп 29 зсд, в/ч 12205, по распоряжению Главупраформа Красной Армии (наряд № М/4/8388) из числа военнообязанных нестроевиков в/ч 12205 были направлены для работы в арктических предприятиях Главсевморпути; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.08.1944 г.; ближайшие родственники, (ФИО, адрес) – мать, Елена Васильевна, Ленинградская обл., Волосовский р-н, совхоз Сумино.
Внесен в книгу Памяти. Ленинградская область. Том 22, стр. 232.

533. Климков (Клинков) Георгий Иванович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1917; партийность – кандидат в члены ВКП (б); место рождения – Ленинградская обл. Ораниенбаумский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1938 г.; каким РВК призван – Ораниенбаумским РВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Климков Иван Матвеевич, Ораниенбаумский р-н, д. Перелесье (Полесье).

536. Корчагин Михаил Гаврилович (Григорьевич), воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – радиотелеграфист, радист 3 кл.; год рождения – 1920; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Московская обл., Конаковский р-н; социальное положение – учащийся; национальность – русский; срок срочной службы – 1939 г.; каким РВК призван – Свердловским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Корчагин Гаврила (Григорий) Иванович, Калининская обл., Оршинский р-н, дер. Харитоново.
Внесен в книги Памяти: г. Ленинград. Том 1, стр. 425, Тверская область. Том 1_1, стр. 591. В книге Памяти. Тверская область. Том 1_1 указаны и Корчагин Михаил Гаврилович, и Корчагин Михаил Григорьевич, данные подпадают под искомого.

537. Лазурин Павел Павлович, воинское звание – старший лейтенант медицинской службы; должность и специальность – фельдшер старший; дата рождения – январь 1920 г.; партийность – член ВКП (б) с 1941 г.; место рождения – Ленинградская обл., Порховский р-н, почтовое отделение Силово (несуществующее ныне почтовое отделение на территории Порховского р-на Псковской обл.) или Селищенский с/с, д. Скришево; социальное положение – служащий; национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1938 г.; военное образование – ВММУ в 1940 г.; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; награды, ордена, медали – медаль «За боевые заслуги»; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Лазурина, Ленинградская обл., Порховский р-н, п/о Силово (Суново).

538. Лепухов (Лопухов) Николай Сергеевич, воинское звание – старшина 2 статьи; должность и специальность – командир отделения радистов; год рождения – 1915; партийность – член ВКП (б); место рождения – Гомельская обл., Кормянский р-н; социальное положение – служащий; национальность – белорус; срок срочной службы – 1937 г.; каким РВК призван – Смольнинским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – сестра, Микитенко Анна Сергеевна, г. Ленинград.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 14, стр. 310.

539. Летунов Борис Федорович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – командир отделения комендоров, комендор 2 кл.; год рождения – 1909; партийность – б/п; место рождения – г. Ленинград; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас; каким РВК призван – Октябрьским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Летунова П.И., г. Ленинград, пр. Маклина, д. 12.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 9, стр. 366.

540. Ляпшин (Ляншин) Николай Александрович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист; место рождения – Вологодская обл., Кирилловский р-н; каким РВК призван – Волховским ОГВК Ленинградской обл.; где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ.
Внесен в книгу Памяти. Ленинградская область. Том 24.

541. Мальченков Владимир Максимович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – курсант, 2 курс ЭТФ ВВМИУ ордена Ленина им. Ф.Э. Дзержинского; год рождения – 1924; место рождения – г. Ленинград; партийность – член ВЛКСМ; социальное положение – учащийся; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; каким РВК призван – доброволец; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море во время летней практики при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Мальченкова Софья (Софья) Григорьевна, г. Москва, ул. Чайковского, д.10 (10-14), кв.23.

542. Медведев Александр Иванович, воинское звание – мл. сержант (краснофлотец); должность и специальность – рулевой 3 кл.; год рождения – 1921; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – г. Ленинград; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Октябрьским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Медведева Анна Романовна, Воронежская обл., ст. Есипово, проспект Окры…, д. 20.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 9, стр. 400.

544. Михайлов Александр Степанович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – комендор 3 кл.; год рождения – 1920; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Ленинградская обл., Новгородский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Петроградским РВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 15, стр. 295-296.

545. Пантелеев Алексей (Александр) Михайлович (Андреевич), воинское звание – старший инженер-лейтенант (инженер-капитан); должность и специальность – командир БЧ-5; год рождения – 1917; партийность и № партдокумента – член ВКП (б) с 1942 г., № 4935503; место рождения – г. Ленинград; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1938 г.; каким РВК призван – Ленинградским; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; награды, ордена, медали – орден «Отечественной войны» 2 ст., медаль «За боевые заслуги»; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Пантелеева Вера Петровна, сын Юрий, 1941 г.р., г. Ленинград, 3-я Красноармейская ул., 14, кв. 13, отец, Пантелеев Михаил Пантелеевич, 1872 г.р., мать, Пантелеева Анастасия Григорьевна, 1876 г.р., родители умерли в 1942 г., Ленинград, Васильевский остров, 23 линия, 18, кв. 8 (или 4 или 3); пенсия не положена.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 13, стр. 487.

546. Парфенов Петр Семенович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – кладовщик, сигнальщик 3 кл.; год рождения – 1920; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Смоленская обл., Знаменский р-н; социальное положение – служащий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Слуцким РВК Ленинградской обл.; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Парфенов Семен Модестович, мать, Парфенова Прасковья Романовна, Слуцкий р-н, станция Вырица, пос. Мило (Мино).
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 3, стр. 166. Возможно, данные о нем указаны в книге Памяти. Псковская область. Том 18, стр. 209.

547. Паташев (Поташов) Иван Петрович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – минер 3 кл.; год рождения – 1920; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Ленинградская обл., Устюженский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Всеволжским РВК; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Поташева Александра Федоровна, Устюженский р-н, Бирюсловский с/с, д. Семеновка.

548. Романов Иван Васильевич, воинское звание – старшина 2 статьи; должность и специальность – командир отделения химиков, химист ВВМИУ ордена Ленина им. Ф.Э. Дзержинского; год рождения – 1921; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Калининская обл., Кесовогорский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1941 г.; каким РВК призван – Васильеостровским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Романов Василий Матвеевич, г. Ленинград, Свердловский р-н, 15-я линия, д. 70, кв. 2.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 2, стр. 209.

549. Рыбаков Павел Никитович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – командир отделения рулевых, рулевой 2 кл.; год рождения – 1912; партийность – б/п; место рождения – г. Ленинград; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас 1 кат.; каким РВК призван – Свердловским РВК г. Ленинграда; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Рыбакова Парасковья (Прасковья) Яковлевна, Ленинградская обл., Пожский р-н, с. Залусье.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 2, стр. 218.

550. Сагайдак Петр Петрович, воинское звание – старшина 2 статьи; должность и специальность – командир отделения трюмных машинистов, трюмный машинист 2 кл.; год рождения – 1919; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Одесская (Кировоградская) обл., Новоукраинский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – украинец; срок срочной службы – 1939 г.; последнее место службы – тральщик ТЩ-118, бригада траления ГБ ОВР СФ; каким РВК призван – Выборгским РВК, г. Ленинград; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Кучеряева Матрена Милевна (Миновна), г. Москва-196, Перово Поле, Ленинградская улица, д. 104 (с 1964 года ул. Перовская).
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 5, стр. 411.
552. Симонов Леонид Федорович, артиллерист-минер (командир БЧ-2-3), ст. лейтенант, тральщик ТЩ-116, в конце войны был дивизионным минером, после войны был начальником управления в НИИ № 3 по минно-тральному противолодочному вооружению в Ленинграде, был женат.

553. Степанов Владимир Яковлевич, пассажир транспорта «Марина Раскова», воинское звание – краснофлотец; должность, специальность, часть – моторист поста СНиС (отделение связи), КВМБ; дата рождения – 28.06.1924 г.; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – г. Ленинград, Нарвский проспект, д. 23/9, кв. 114; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; каким РВК призван – Молотовским РВК, г. Молотовск; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – мать, Степанова И.П., 1903 г.р., отец, Степанов …, г. Ленинград, Нарвский проспект, д. 23/9 (23/2), кв. 114.
Внесен в книгу Памяти. г. Ленинград. Том 16, стр. 497.

554. Тимофеев Николай Гаврилович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – трюмный машинист 3 кл.; дата рождения – 04.10.1917 г.; партийность – б/п; место рождения – Тамбовская обл., Лысогорский р-н, Черняновский с/с, д. Нижняя Мазовка; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас; каким РВК призван – март 1942 г., г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114 (п/п 36009), бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Лисина Фаина Гавриловна, г. Ленинград, Крестовский остров, набережная Мартыново…, д. 6, кв. 2, мать, Тимофеева Соломония Петровна, отец, Тимофеев Николай Гаврилович, г. Ленинград, Крестовый остров, набережная Мартынова, д. 6, кв. 2, (адрес, записанный в именных списках безвозвратных потерь), (Ленинградская обл., г. Кировск (бывший Невдубстрой), ул. Победы, 46 (проживали там с 1931 г. по 28.12.1957 г.).
Тимофеев Н.Г. работал первым помощником механика парохода «Каганович» Ленинградской пассажирской пристани с 10.04.1937 по 01.03.1942. В марте 1942 г. ушел добровольцем во флот. Тимофеева Соломония Петровна работала сторожем на базе «Леноблторга», ее муж – заправщиком автобазы. После захвата пос. Невбудстрой родители были вывезены в Германию. Тетя Николая Гавриловича – Гладышева Ксения Петровна – была эвакуирована из Ленинграда в Тамбовскую обл., Лысогорский р-н, с. Черняное. Во время войны велась переписка между тетей и племянником до июня 1944 года. Извещение пришло ни имя тети Николая Гавриловича – Гладышевой Ксении Петровны.
Возможно, данные о нем указаны в книге Памяти. Тамбовская область. Том 1, стр. 485.
555. Федотов, краснофлотец, минер, тральщик ТЩ-116, в Ленинграде жил после войны.

556. Филатов Михаил Александрович (Андреевич), воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – боцман; год рождения – 1919; партийность – член ВЛКСМ; место рождения – Калининская обл., Бежаницкий р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1938 г.; каким РВК призван – Свердловским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Филатов А.Ф., Бежаницкий р-н, Фолиневский с/с, д. Сакаево (Спкаево).
Внесен в книги Памяти: Псковская область. Том 15, стр. 238, г. Ленинград. Том 2, стр. 371.
557. Худяков Николай Павлович, ст. лейтенант, фельдшер, тральщик ТЩ-116. Есть сведения о том, что женился в Ленинграде на дочери генерале.

560. Шарапов Александр Васильевич, воинское звание – ст. краснофлотец; должность – штурман-электрик; год рождения – 1918; место рождения – Московская обл., Истринский р-н, д. Воронино; партийность – кандидат ВКП (б); национальность – русский; социальное положение – крестьянин; время и причины выбытия – погиб в море 12.08.1944 г.; последнее место службы – тральщик ТЩ-114 6 ДТЩ; родственники (ФИО, адрес) – жена, Шарапова Нат. Ив., г. Ленинград-178, ВО, 15 линия, д. 58, кв. 1.

561. Шульцев Анатолий Николаевич, воинское звание – старшина 1 (2) статьи; должность и специальность – командир отделения мотористов, моторист 2 кл.; год рождения – 1910; партийность – кандидат в члены ВКП (б); место рождения – Ленинградская обл., Уторгошский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас 1 (2) кат.; каким РВК призван – Фрунзенским РВК, г. Ленинград; последнее место службы – тральщик ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Глебова А.И. (Грибова А.М.), г. Ленинград, Фонтанка, д. 94, кв. 27.
Внесен в книгу Памяти. Новгородская область. Том 26; стр. 404.

_________________
Генеалогия:Январцево https://t.me/Yanvarcevo; Великий Самбор https://t.me/Velikiy_Sambor; Сосница https://t.me/Sosnica_Chernigov; Венчагов https://t.me/Venchagov; Любимовка https://t.me/Lyubimovka_HutorKrylov Tashpoisk@mail.ru


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Пн апр 11, 2011 20:55 20 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 19, 2009 22:16 22
Сообщения: 15632
Откуда: Ташкент, Узбекистан
Дополнительная часть

1. Седова, спасена, Арх. отдел УПС.
2. Седова Александра Михайловна, метеоролог, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, направлялась на полярную станцию м. Челюскин, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Возможно, что в 60 годы прошлого столетия она носила фамилию Коврову, работала в институте Арктики и Антарктики, жила в Ленинграде.

Требуется проверить принадлежность данных лиц к участию в конвое БД-5:

15. Поташов Иван Петрович, дата рождения – 1917 г.; место рождения – Калининская обл., Кашинский р-н, д. Сухолом; воинское звание – сержант; причина выбытия – пропал без вести; дата выбытия – 10.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Ленинградская область. Том 18.

16. Савочкин Валентин Петрович, старший лейтенант, командир БЧ-2-3 на ТЩ-114, бригада траления ГБ ОВР СФ. Жил в Ленинграде.

_________________
Генеалогия:Январцево https://t.me/Yanvarcevo; Великий Самбор https://t.me/Velikiy_Sambor; Сосница https://t.me/Sosnica_Chernigov; Венчагов https://t.me/Venchagov; Любимовка https://t.me/Lyubimovka_HutorKrylov Tashpoisk@mail.ru


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 20, 2012 14:45 14 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 12:46 12
Сообщения: 137
Откуда: Салехард
Сначала пришло сообщение о том, что З.С. Рашев жил в Выборге. И понеслось. Не буду рассказывать о всех тонкостях поиска. Хочу выразить слова благодарности главному редактору газеты "Выборг" Ирине Ивановой, корреспонденту Юлии Подскребаевой и Олегу Казакову.

http://polarpost.ru/forum/download/file ... &mode=view

По следам поиска «Поверки»

Путь к причалу


В 11-м выпуске «Поверки» была опубликована статья «О них сложила новину Марфа Крюкова». Она заканчивалась словами: «Надеемся узнать что-либо с помощью земляков и о судьбе моряка-помора Зосимы Рашева». И земляки откликнулись. Выяснилось, что многие в Архангельске знают героя военной новины известной северной сказительницы, а кое-кто и плавал под началом Зосимы Семеновича. Сообщили нам и адрес Рашева – город Выборг, ул. Вокзальная, 11, кв.24. Вскоре из Выборга в Архангельск пришло письмо от Зосимы Семеновича. Вот что рассказал он сам.
Родина моя не Патракеевка, а бывший Черевковский район. Отец мой умер рано, и еще мальчишкой я ушел с товарищем зимой в Архангельск.
Стал искать работу. Однажды на рынке мне повстречалась женщина из Патракеевки, жена бывшего капитана Ильи Васильевича Буркова. Она сказала, что есть работа в их деревне, спросила, что я умею делать. Я ответил- – и косить, и боронить, и дрова рубить. Три года прожил я в Патракеевке, в деревне Наволок. Иван Васильевич на рыбалке, на сено косе много рассказывал мне о море и советовал стать моряком.
В 1929 году по комсомольскому набору стал я матросом, потом учился на лоцмана. А когда уже был командиром лоцманской службы в Архангельске, И. В. Бурков частенько заходил ко мне, и я принимал его как отца. Поэтому-то многие и считали, что я из Патракеевки. Так сказала в своей новине и Марфа Семеновна Крюкова.
Первым орденом Красного Знамени я был награжден за выполнение заданий командования в период войны с белофиннами. В начале войны с фашистами принял тральщик ТЩ-53. В конвое, при тралении мин, в дозоре мы часто были вместе с П. Задоримым и А. Романовым, которые командовали ТЩ-58 и ТЩ-59. В 1942 году в районе Поноя, когда мы шли в Архангельск, я принял от Романова семафор: «В таком-то районе сделал вынужденную посадку наш гидросамолет». Пошел на поиск. Самолет ветром и течением несло в Мезенский залив. Мы взяли его на буксир. От высокой волны завели самолет в укрытие за остров Моржовец. Стали на якорь. Летчики устранили не исправности в двигателе и взлетели, помахав нам крыльями.
Второй схожий случай произошел в июне 1942 года, когда нам в районе Новой Земли привелось транспортировать гидросамолет Героя Советского Союза И. Мазурука. Тогда несколько тральщиков и пароход «Диксон» оказывали помощь выскочившему на отмель у полуострова Гусиная Земля американскому транспорту. Сюда же прилетели два гидросамолета во главе с Мазуруком. Один доставил американского военного представителя, другой вел наблюдена за шнырявшими в этом районе фашистскими подлодками. Усилился ветер, и первый самолет не мог взлететь. Что делать? Нужно попытаться завести его в укрытую бухту. На карте глубины и опасности бухты не указаны. Взял наш тральщик самолет на буксир. Когда зашли за мыс, волна сила меньше. Для замера глубины спустили шлюпку, так и шли за ней. Проверили вдоль берега, безопасен ли этот участок для взлета. Гидросамолет поднялся в воздух и долго сопровождал нас. Транспорты были благополучно отконвоированы в Архангельск.
За выполнение заданий командования, участие в конвоях, за проводку транспортов и ледоколов через минные поля противника (мы провели 70 судов) я был награжден вторым орденом Красного Знаме¬ни и двумя орденами Отечественной войны II степени. Орден Красной Звезды получил за оказание помощи терпевшим бедствие судам и снятие с мели в проливе Югорский Шар транспорта «Нарьян-Мар». О буксировке этого судна рассказывается в фильме «Путь к причалу». Сценарий фильма написал наш бывший штурман, ныне известный писатель Виктор Конецкий. В фильме мои инициалы присвоены боцману Россомахе. Его настоящая фамилия Павел Россомахин. Последнее время он работал на Бобровской запани.
Я же с 1962 года работаю на Выборгском судостроительном заводе.
В 1946 году мы с матросами были в Зимней Золотице у Марфы Семеновны Крюковой. Помогли сельчанам на сенокосе. Крюкова рассказывала морякам о 33 богатырях, а меня называла Зосимушкой. Еще раз были мы в гостях у знаменитой северной сказительницы спустя пять лет, когда проходили мимо Золотицы. Команда тогда решила навестить Марфу Семеновну. Встреча была славной и сердечной.
Вот, пожалуй, и все. Передаю горячие приветы моим землякам - северянам, особенно тем, с кем хлебнули лиха в суровую военную годину.
Ваш Зосима Рашев.

На снимке: 3. С. Рашев (фото 1943 года).

http://polarpost.ru/forum/download/file ... &mode=view
http://polarpost.ru/forum/download/file ... &mode=view

Как с минами поморы воевали. Огненные годы

«Про Зосима Рашева – беломорского богатыря» – так называлась новина известной северной сказительницы М. С. Крюковой, напечатанная в газете «Большевистская путина» 5 августа 1943 года.
Герой ее – помор Зосима Семенович Рашев, кавалер орденов Красного Знамени, Оте-чественной войны и других наград, в тревожные первые месяцы войны занимался особой важности... путиной. По просьбе «Поверки» он сегодня рассказывает об этом.

Война меня захватила в Ленинграде: был там на переподготовке штурманов и командиров кораблей. Нас сразу же направили в Архангельск. Здесь вскоре была сформирована Беломорская военная флотилия. Из гражданских судов стали создаваться дивизионы военных тральщиков, сторожевых кораблей, минных заградителей и группы санитарных судов.
3 июля 41-го года я принял ТЩ-47, а Николай Голубенцев – ТЩ-46. Это бывшие северолесовские буксиры переоборудованные в минные тральщики. Кроме них, в наш дивизион вошли еще четыре речных тральщика. Командиром дивизиона назначили кадрового офицера Степаньяна. Остальных флагманских специалистов и весь личный состав кораблей г призвали из запаса. Это были люди с большим практическим и жизненным опытом. Например, флагманский штурман дивизиона Миронов – бывший капитан Архангельского морского порта. Флагманский механик Григорьев – бывший директор Архангельского морского техникума. Старпом ТЩ-47 Лукичев – помор из Лямцы, хороший моряк, несколько лет плавал штурманом. Комиссаром ТЩ-47 был Панов из Котласа. Он в совершенстве знал связь, минное дело, все тральное вооружение и организацию корабля. Механиком – Копылов из Соломбалы. Кроме своей специальности он хорошо знал артиллерию, пулеметы.
К моему прибытию вся военная техника ТЩ-47 была изучена, организация отработана. В такой же готовности был и ТЩ-46. К этому же, примерно, времени вошло в строй и санитарное судно «Воронеж». Мы обеспечивали его переход в Кандалакшу и обратно в Архангельск с ранеными. Июль и август наша «двойка» конвоировала суда в Онежский, Кандалакшский, Ме-зенский заливы и на восток, за Канин Нос.
В сентябре 41-го года была создана бригада траления. С Кольского залива пришли еще четыре корабля. Они и наша «двойка» вошли в первый дивизион тральщиков. Командовал им старший лейтенант Кукор.
Осенью начались шторма. В горле Белого моря появились плавающие в полузатопленном состоянии мины. Шторма и сильные течения разрушали минрепы – стальные тросы, которыми крепятся мины к якорям. Перед личным составом ТЩ-46 и ТЩ-47 командование поставило задачу: вести борьбу по уничтожению плавающих и выброшенных на берег мин.
В середине сентября в северной части Белого моря погибли СКР-70 и РТ-8. На поиски их были направлены наши тральщики. Несколько суток мы ходили, но даже каких-либо плавающих предметов с этих кораблей не обнаружили. В районе Данилова, Воронова и Моржевца уничтожили три плавающие мины. Суда, видимо, погибли от таких «пришельцев». В это же время от мины, выброшенной на берег в Мезенском заливе, погибло несколько колхозников – стали отсоединять стальной трос от мины и все, за исключением одного человека, подорвались.
Самое трудное и сложное боевое задание пришлось выполнять ТЩ-46 и ТЩ-47 в октябре–ноябре 41-го года: борьба с минами в Мезенском заливе.
Для уничтожения мин на берегу одна группа минеров шла по берегу от маяка Конушин в сторону Мезени, а другая – во главе с комиссаром Пановым – шла им навстречу от маяка Воронова. Погода в этот период всегда стоит штормовая, холод, дождь со снегом. Населенные пункты редки. И группа, выезжая на берег, брала с собой продукты не менее, чем на трое суток, а подрывных патронов – сколько могли унести. Из-за ураганов группы иногда возвращались на корабли суток через пять – мокрые, голодные, усталые. Отдохнув за ночь, утром снова шли на берег. Было и так, что волной мину катает возле берега, она не рвется, и приходилось ждать до трех суток, пока ее не выбросит на берег.
Мы очень были благодарны населению поселков Семжа, Койда и рыбакам-колхозникам реки Кулой. Они оказали большую помощь в уничтожении мин: везли наших людей вдоль побережья на лошадях или на своих поморских карбасах. Таким образом группы прошли не одну сотню километров и уничтожили десятки мин.
Личный же состав «двойки» уничтожал мины на воде в тихую погоду. Из шлюпки подрывали патронами или же чаще всего расстреливали прямой наводкой из 45-миллиметровых орудий.
За три месяца – с сентября по ноябрь 41-го – личный состав наших двух тральщиков уничтожил около ста мин. Вот такой был «улов» в ту военную путину. Я сейчас живу в Выборге, а Николай Голубенцев – в Архангельске. Об этом я узнал, находясь в Архангельской глазной клинике, где мне сделали операцию.

3. РАШЕВ.
Бывший командир ТЩ-47 Беломорской военной флотилии.
На снимках: 3. Рашев (слева) и Н. Голубенцев.

В связи со встречами Дедов Морозов просмотрел письмо в своей почте и поздно спохватился с редактурой статьи. Поэтому часть вины на упущения фактологического характера лежит и на мне.

http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&nu ... %E0#i24565

В Ленинграде лето в самом цвете. В Карском море в это время льды

"Добрый час, Анчик!
Ну как, хорошо ли ты доехала домой и как себя вели Вовик и Люба? Наверно, очень обрадовались, когда ты пришла, а мне теперь долго не бывать дома. Поцелуй их за меня. Передай, чтобы Вова тебя слушал и ждал папу. Аня, мы отходим в 5 час. утра, посылаю письмо с отходом последнего катера от нашего борта. …Жди первую весточку от меня с первого становища телеграммой дней через 10-15. Ну не скучай, ожидай меня, будет скучновато, как тебе, также и мне, но делать нечего, береги себя и ребятишек. Крепко целую тебя, Вову, Любочку, пущай маму слушаются.
7/VIII-44 г. Привет, твой Леня. Целую.
Ушли в море 8/VIII- 9 ч. Утра.
Счастливый путь!"


Не знал автор вышеприведённого письма, что суждено ему и его товарищам стать свидетелями и участниками крупнейшей катастрофы военного времени в Арктике…
Многим кажется, что русский Север был далёк от линии фронта и находился в глубоком тылу. Но это не так: северные моря были окрашены горем кровавых сороковых годов, там грохотали взрывы, корабли подрывались на фашистских минах и торпедах.
На Московской конференции 29 сентября - 1 октября 1941 года СССР, Великобритания и США заключили соглашение о взаимных поставках. Самые короткие пути в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только пути: северный, тихоокеанский и иранский. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800-2000 миль, на преодоление которых требовалось 10-14 суток. Между британским и советским Северным флотом были поделены зоны ответственности, граница которых проходила в Баренцевом море. В своей зоне ответственности флот СССР должен был вести разведку кромки арктического льда, разведку аэродромов, поиск и уничтожение подводных лодок противника и обеспечивать встречу конвоя - временного формирования из торговых, вспомогательных судов и кораблей охраны для обеспечения безопасности перехода транспортов морем.
Одним из таких конвоев был PQ-17, печально знаменитый большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Германские ВМС провели операцию Rosselsprung ("Ход конём"), нанеся совместный удар по PQ-17 силами надводных кораблей, подлодок и авиации. В результате 22 транспорта и 2 судна из состава конвоя были потоплены. Эти трагические события описаны в романе Валентина Пикуля "Реквием каравану PQ-17".
Среди уцелевших кораблей был транспортный пароход Ironclad, построенный в г. Честер (США, штат Филадельфия). Американцы передали это судно СССР, и в конце марта 1943 г. оно вошло в состав Северного государственного морского пароходства уже под новым именем "Марина Раскова" в честь недавно погибшей лётчицы, Героя Советского Союза, участницы знаменитого перелёта Москва - Дальний Восток на самолёте "Родина" в 1938 году.
21 июля 1944 года "Марина Раскова" встал под загрузку, чтобы принять несколько тысяч тонн различных грузов и несколько сот пассажиров для доставки в Диксон. Далее пароход направлялся на полярные станции моря Лаптевых и Карского для смены зимовщиков и снабжения их топливом, снаряжением и продовольствием. Груз был разный - от строительных материалов и оборудования до запасов муки, бланков метеорологических наблюдений, живых коров и свиней - около 6000 тонн. На борту парохода находилось 55 членов экипажа во главе с капитаном В.А. Демидовым и 354 пассажира, в том числе 124 женщины и 16 детей (семьи зимовщиков и военнослужащих). "Марина Раскова" был снабжён достаточным количеством спасательных средств. Кроме 4 шлюпок имелись 4 надувных плота и вместительные деревянные кунгасы (парусно-гребное судно, на котором на Дальнем Востоке перевозят рыбу, соль, уголь и т.д.).
Пароход сопровождали три тральщика американской постройки серии АМ - Т-114, Т-116, Т-118. Корабли такого типа моряки называли "амиками". Эти тральщики занимались не только тралением мин, но и конвоированием транспортов союзников и наших, поиском и уничтожением подводных лодок. Для всего этого они были неплохо вооружены, надолго запасались горючим, имели свои опреснители воды, пекарни и так далее. То есть годились для автономного плавания.
Итак, небольшой конвой "Белое море - Диксон № 5" (БД-5) 8 августа вышел из Архангельска. Погода благоприятствовала переходу: небо безоблачное, видимость хорошая. Примерно в это же время германское командование направило "подводную стаю" "Грайф" для действий в Карском море. Подлодки заняли позиции в основных узлах морских путей - восточнее новоземельских проливов и в районе Диксона. Вскоре одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья, по всему Северному морскому пути были приняты меры предосторожности. К сожалению, их оказалось недостаточно: немецкая субмарина U-365 обнаружила и атаковала конвой БД-5.
Вечером 12 августа во время ужина на пароходе "Марина Раскова" с правого борта раздался взрыв. Положение конвоя БД-5 в этот момент было таким: впереди "Марины Расковой" находился тральщик Т-118, с правого борта - Т-116 и с левого - Т-114. Взрывом были выведены из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки на правом борту оказались разрушенными. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находившиеся в трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. "Марина Раскова" дал крен.
Тральщики после взрыва развернулись и направились на помощь транспорту. Когда Т-118 подходил к пароходу, он тоже был взорван, после чего быстро затонул. Почти три часа продолжалась спасательная операция, в результате которой на борту Т-114 оказалось 200 эвакуированных с "Марины Расковой" (в том числе все женщины и дети) и спасенные с Т-118. Погода ухудшалась, усилился северо-восточный ветер, начало штормить. Пароход всё больше погружался в воду. В первом часу ночи 13 августа Т-114 был подорван, и спустя четыре минуты затонул. К месту гибели Т-114 подошёл катер с Т-116, но из воды подняли только 26 человек. В числе спасённых не было ни одного пассажира с "Марины Расковой". Погиб и командир конвоя, капитан 1 ранга Шмелёв.
Вслед за взрывом на Т-114 командир Т-116 решил уйти, спасти тральщик и находившихся в нём людей. Катер с Т-116, ведший на буксире кунгас со второй партией спасённых пассажиров, обрубил буксирный канат, оставил кунгас, а сам направился к Т-116, который в это время уже дал ход. Кунгас с людьми унесло в открытое море.
Подводная лодка новым залпом потопила покинутый людьми транспорт "Марина Раскова", всплыла и, пройдя мимо шлюпок, ушла догонять Т-116. Но он имел небольшое преимущество во времени, и лодка его, к счастью, не обнаружила. В море осталось более 150 человек, разместившихся на трёх шлюпках-вельботах, кунгасе и моторном катере с Т-114.
Поиски людей из конвоя БД-5 с участием кораблей и самолётов продолжались до 3 сентября. Из 636 человек, находившихся на борту потопленных судов, удалось спасти 259 человек (186 человек - на Т-116, 73 человека - самолётами). Погибло 377 человек, в том числе 107 женщин и все дети. А подводная лодка U-365 нашла свою гибель через несколько месяцев у острова Ян Майен, где её потопила британская авиация…
Когда читаешь хронологию тех страшных часов из отчёта начальнику Главной морской инспекции с пометкой "секретно", перед глазами встаёт трагедия, сравнимая с крушением "Титаника": паника, крики женщин и детей, холодная вода, мужество моряков, ошибочные решения, предательство, угасающая надежда, оцепеневшие от ужаса люди в шлюпках, провожающие взглядами всплывшую подводную лодку… Память об этой трагедии жива и по сей день, Карское море хранит затонувшие суда конвоя БД-5 и много вопросов остаётся без ответа. В 2009 году общественная организация обдорских краеведов "Родник" (Салехард) и региональная общественная организация "Полярный конвой" (Санкт-Петербург) организовали поход к месту гибели конвоя. Эта операция получила название "Карская экспедиция-2009". Одной из задач экспедиции был сбор подробной информации об истории конвоя. Организаторы и добровольные помощники разыскивали участников конвоя БД-5 или их родственников. Найдены родственники девяноста участников конвоя. Удалось разыскать и пятерых очевидцев тех трагических событий, но поиск ещё не окончен.
Несколько недель назад в нашей редакции раздался звонок. Сергей Шулинин, журналист, краевед, один из инициаторов и организаторов экспедиции напомнил нам, что много лет в Выборге жил один из тех, кто сам уцелел и руководил спасением других: 16-17 августа 1944 года в проливе Малыгина лётчики сняли 29 человек с катера с Т-114, которым командовал капитан-лейтенант Зосима Семёнович Рашев.

Юлия Подскребаева

(Окончание в следующем номере выходного дня)

http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&nu ... %E0#i24659

Его бы именем корабль назвать

…Зосима Рашев родился в 1910 году в деревне под Архангельском, был одним из двойни - Савватий и Зосима были названы в честь соловецких чудотворцев. Брат умер в раннем возрасте от кори, а Зосиму выходил сельский священник. За это мальчик должен был пойти послушником в Соловецкий монастырь. Но грянула октябрьская революция, и церковной "карьере" Зосимы пришёл конец. Отец в том же году умер, а Зосима, прожив с матерью до 14 лет, ушёл на заработки в Архангельск, откуда и пролегла его дорога к морю. В 1929-м стал матросом по комсомольскому набору, потом поступил в лоцманское училище Архангельска, работал лоцманом, помощником командира лоцманской службы, а затем и командиром – головокружительная карьера, не правда ли? Два года был слушателем Академии водного транспорта в Ленинграде, но кончить её не смог – началась Зимняя война, академия закрылась, а Зосима, уйдя добровольцем на фронт, в составе специального диверсионного отряда РККА выполнял задания в тылу врага. За это был награждён первым орденом Красного знамени (этот орден в Финскую получили единицы). В начале войны с фашистами принял к командованию тральщик Беломорской военной флотилии, и началась военная служба. Много раз смерть была рядом – 70 судов провёл Зосима Семёнович через минные поля, участвовал и в конвое PQ-17. За эти заслуги был награждён двумя орденами Отечественной войны II степени и вторым орденом Красного знамени. Уже после войны получил орден Красной звезды за снятие с мели транспорта "Нарьян-Мар" в проливе Югорский Шар. О буксировке этого судна рассказывается в фильме "Путь к причалу", снятом Георгием Данелией по одноимённому роману известного писателя-мариниста Виктора Конецкого, служившего у Зосимы Рашева штурманом. Конецкий сделал своего капитана прототипом боцмана Зосимы Росомахи. "Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря" сложила новину известная северная сказительница Марфа Крюкова, рассказав о том, как в 1942 году три военных тральщика провели в Белом море буксировку советского гидросамолёта, совершившего вынужденную посадку на воду. Да, недаром ещё при жизни Зосиму звали человеком из легенды. Он, дитя огненных лет, был убеждённым коммунистом, считал, что Октябрьская революция дала ему всё. Да так оно и было…
О том, как складывалась жизнь Зосимы Семёновича после войны, и как он попал в наш город, рассказала нам его дочь – известный в Выборге врач-кардиолог Марина ПеТрова (кстати, назвали её так тоже в честь Марины Расковой):
- Родители мои познакомились ещё до войны, в доме отдыха. Семейная легенда гласит, что отец спас маму, когда она тонула. Вместе родители прожили больше 50 лет. Нас, детей, в семье трое – старший брат родился во время войны, сестра – сразу после. Всю войну семья жила в Архангельске, а в 1953 году мы переехали в Мурманск, где и жили до 1962 года. Всё это время отец плавал на военных кораблях – сначала в аварийно-спасательной службе, потом командовал танкером "Волхов" - поэтому видели мы его редко. Папа всегда носил военную форму. Куда бы мы ни приехали в отпуск, он должен был доложить о прибытии. И всегда его отзывали на службу раньше срока. Конечно, времени заниматься с нами у него не было. Но зато, сойдя на берег, он сразу шёл покупать подарки – никогда не возвращался с пустыми руками. Помню, всегда покупал горький шоколад "Золотой якорь". Когда папа бывал дома, в 14.00 семья обязательно собиралась за общим столом. Каждый год на танкере "Волхов" отмечали день рождения корабля. Для взрослых был банкет, а нам, детям, разрешали везде лазать, кормили макаронами по-флотски - вот это было удовольствие! Авторитет родителей для нас был абсолютным. Конечно, отец был главой семьи, а мама – тихой и незаметной, но при этом папа очень уважал её и оберегал и нас учил тому же. Когда мама спала, все ходили на цыпочках, одного взгляда ей было достаточно, чтобы усмирить отцовский нрав. Если на корабле он был достаточно суровым, жёстким, то дома становился совсем другим. Мы никогда не были свидетелями конфликтов между родителями. Папа любил повторять: "Как это можно – унижать человека?". Уважение к людям было его кредо. При этом был душой компании, анекдоты из него сыпались, как из рога изобилия. У нас был очень радушный, тёплый дом, всегда кто-нибудь из родственников гостил.
В 1961 году отец демобилизовался и как капитан приёмной команды приехал в Выборг, на судостроительный завод принимать танкер "Терек". Через год плавания на "Тереке" в Мурманске отца пригласили на ВСЗ капитаном завода. Со сдаточной командой он водил построенные суда на приёмку в Таллинн, был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов. К тому времени мы выросли, обзавелись семьями, а папа всё свободное время стал посвящать пяти внукам. У ВСЗ был профилакторий в Зимино (там снимали, кстати, сцену рыбалки в фильме "Зимняя вишня") - сохранившийся с финских времён дом и баня на маленьком островке. Там папа отдыхал, и все внуки были при нём. На заводе остров в шутку называли Зосимино, а папу – кормящим дедушкой. Один из внуков, сын старшего брата, пошёл по стопам деда – окончил училище им. Фрунзе и служит в Мурманске.
Умер папа в 1995 году, он тяжело болел, но до последнего дня был на ногах, ухаживал за больной мамой. Такая у него была сила воли. Мама пережила отца на 10 месяцев.

Юлия Подскребаева
(При подготовке статьи использованы публикации журнала "Ямальский меридиан")

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

Рашев Зосимf Семенович, спасен, капитан-лейтенант, резерв ОКОС БВФ, тральщик Т-114, бригада траления ГБ ОВР СФ.

Контакты с родственниками установлены.
Вот такая легенда наш Зосима Семенович.

_________________
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 3 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB