"ЛЮДИ И ВОЙНА" - "PEOPLE AND WAR"

САЙТ ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ВОИНАХ, ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В ВОВ, А ТАКЖЕ ИХ РОДСТВЕННИКОВ...
Текущее время: Чт мар 28, 2024 16:43 16

Часовой пояс: UTC+03:00


Добро пожаловать на наш форум. Регистрируйтесь на нем и пишите свои заявки в темах. Указывайте в заголовке темы Ф.И.О. в именительном падеже… Если Вы зарегистрировались на форуме, но в течение суток не произошла активация Вашего аккаунта, то пишите администратору на tashpoisk@mail.ru. В связи с наплывом спамеров на форуме включена ручная активация аккаунтов (спамеров просим не беспокоить, их аккаунты будут удалены).





Начать новую тему  Ответить на тему  [ 8 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:00 19 
Не в сети
Поисковик

Зарегистрирован: Сб июл 02, 2011 11:12 11
Сообщения: 41
Самарская обл., поиск моряков, служивших на лидере МОСКВА

Ищу моряков. служивших на погибшем 26 июня 1941г в районе Констанцы (Румыния) лидере эсминцев "Москва" Черноморского флота, жителей Самарской обл. или их родственников6
-МАКАРОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ 1917гр, Самарская обл. призван в 1937г
-МИРОШНИЧЕНКО ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ.1916гр Самарская обл. сверхсрочнослужащий
-ОРЛОВ ВАСИЛИЙ ЕВСТАФЬЕВИЧ (ЕВСТЕГНЕЕВИЧ, ЕВСТИГНЕЕВИЧ), 1917(1918)гр Самарская обл, призван в 1938г
- ПРИВАЛЕНКОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ, 1903гр ст. Троицк(ст. Троица) Юж.Ур.жд. ул Трикина 19. жена Елена Николаевна, дочь Ирина1936гн.сын Сергей 1939гр. старший лейтенант
- УДАЛОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ(СЕРГЕЕВИЧ) 1915(1917)гр, Куйбышевская обл Хворостьянский р-н с.Владимировка.призван в 1938г.
Возможно на корабле были и другие жители области, адреса которых пока неизвестны.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:31 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
http://wap.kortic.b.qip.ru/?1-19-0-0000 ... 1298378955

смотрите книгу Б.Баншац А.Лубянов "Лидер эсминцев "Москва".Материал есть у borisbansaz @ rambler.ru

В книге" Лидер эсминцев "Москва" приведена румынская фотография пленных моряков 26 июня 1941г.а также показания румынских моряков-участников событий .румынские и советские карты.

Взгляд с другой стороны.

Летом 1947 года командование Военно-морских сил Румынии передало в Главный штаб ВМС СССР документы о деятельности румынского флота во время второй мировой войны. Вместе с документами, захваченными нашими войсками в августе 1944 года в Констанце, это позволило восстановить подробности боя у Констанцы 26 июня 1941 года.

В описании, составленном с учетом некоторых расхождений в документах и показаниях как советских, так и румынских моряков, опущены подробности, не имеющие прямого отношения к вопросу о влиянии минной опасности на ход боя и обращено главное внимание на выяснение обстоятельств, повлекших за собой подрыв на мине и гибель лидера «Москва». 1

В 04:42, на рассвете, когда лидеры по счислению находились в 23 милях от берега, а в действительности примерно на 2-3 мили ближе к нему, прямо по носу открылись очертания берега.

Все, что в это утро произошло в дальнейшем, может быть изложено только схематически, так как нет полноценных материалов, по которым можно было бы с достаточной точностью воспроизвести на карте линию пути лидеров. В имеющихся наших отчетах, а также румынских данных, полученных в главном штабе ВМС летом 1947 года и в восстановленных

__________________________________________________________________

http://www.lider-moskva.ru/index.php?vm=16.view.22.

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:33 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
http://forum.sevastopol.info/viewtopic. ... 1&t=359170
У берегов Румынии найден наконец-то лидер эсминцев "Москва", погибший в самом начале войны при обстреле Констанцы. Для Севастополя эта тема имеет значение самое непосредственное. Будут ли его поднимать? http://vz.ru/photoreport/491698/ И вечная память погибшим морякам!

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:36 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
Найден лидер эскадренных миноносцев «Москва» (видео)
17 мая 2011, Владимир Степанец
Рубрика: История и Археология
Ваш отзыв


Совместная поисковая экспедиция дайверов из Украины, России и Румынии пролила первый свет на одну из самых “темных” историй начала Великой Отечественной Войны – гибель лидера эскадренных миноносцев Черноморского Флота «Москва» в первом морском набеге на побережье Румынии. Участникам совместной экспедиции дайверов GUE и Respiro Diving Sosiety удалось не только найти «Москву» на дне Черного моря, причем по совершенно отличным, от ожидаемых, координатам, но и установить несколько новых, не учитываемых ранее историками, фактов и обстоятельств, имевших отношение к гибели корабля и немалой части его экипажа.

“Темная” история

Без малого 70 лет назад, в ночь на 22 июня немецко-фашистские войска перешли границу СССР, и наша страна вступила во Вторую мировую войну. Сейчас очень популярно мнение о полной “неготовности” Советских войск и пассивности командования в первые дни боевых действий. Возможно в этом есть доля истины, но события на Черноморском театре военных действий скорее опровергают эту теорию. Уже в час ночи Севастополь был полностью затемнен, а главная база Черноморского флота приведена в готовность №1. В 3:15 утра огнем 59-ой отдельной железнодорожной зенитной батареи был сбит первый немецкий самолет. Чуть более 13 часов спустя в 16:40 получив добро из Кремля к восточным берегам Черного моря вышли три подводных лодки Щ-205, Щ-206, Щ-209, а также в дальний дозор у главной базы отправились М-33 и М-34. Это был первый день войны на Черном море.

У частникам проекта понадобилось около четырех лет на исследования и тщательную подготовку экспедиции, связанного с весьма “темной” историей, случившейся в первые дни войны.

В ночь с 25 на 26 июня наши корабли совершили боевой рейд к румынскому порту Констанца. В результате арт.огня наших кораблей – лидеров «Харьков» и «Москва», были полностью уничтожены нефтяные запасы порта, разрушены несколько эшелонов с оружием и боеприпасами, предназначенных румынским войскам для вторжения на Украину. Конечно, об этом факте было доложено правительству, а благодаря Советскому Информбюро весь мир узнал об успешной набеговой операции советских моряков.

Но, как часто бывает, история была рассказана не до конца: в этой операции погиб один из лучших кораблей черноморского флота – лидер эскадренных миноносцев «Москва». Даже спустя столько лет очень сложно установить ход событий и истинную причину гибели корабля. По свидетельствам моряков лидера «Харьков» и румынской стороны взрыв был настолько чудовищной силы, что столб белого пламени и дыма взметнулся на “…более чем 30 метров”. Корабль переломился по миделю, носовая часть почти сразу погрузилась в воду, корма, работая винтами в воздухе, оставалась на плаву еще около 5 минут минут. Вплоть до погружения в воду по самолетам противника с кормового зенитного орудия велся непрерывный огонь.

Удивительно, но все эти годы как историю корабля, так и истории выживших моряков обволакивала пелена информационного вакуума. Возможно в глубинах Центрального военно-морского архива и есть ответы на все вопросы, однако участникам экспедиции ни разу не удалось столкнуться с официально опубликованным мнением относительно причины и точных координат гибели корабля.

В прессе и некоторых трудах ряда историков были наиболее распространены четыре версии: попадание крупнокалиберного снаряда береговой батареи; попадание снарядов кораблей противника; подрыв на минном заграждении; атака подводной лодки.

Что же касается места крушения, то при сканировании дна в “общеизвестной” точке гибели лидера «Москва», обозначенной на навигационных картах значком wreck, останков корабля обнаружено не было.

Поиски – день 1й

1 мая 2011 года команда экспедиции прибыла в город Констанца, где к ней присоединился руководитель Respiro Diving Society – Мирча Попа (Mircea Popa), уже более двух лет занимавшийся поисками лидера «Москва». Первый день сканирования в секторе, на который указывали архивные румынские схемы того боя, результатов не принесла. В вечернем дебрифинге участники экспедиции попытались еще раз пройтись по всем версиям и “отмести” лишние.

Вероятность попадания по «Москве» артиллерии кораблей противника была крайне мала. Калибр эсминцев «Regina Maria» и «Marasti» был весьма не велик для причинения такого ущерба, который был описан очевидцами, даже при удачном попадании. К тому же наши корабли отходили противоартиллерийским зигзагом, будучи скрыты выставленным дымом. Да и удаление корабля от берега было предельным, для прицельного огня батареи 120-мм пушек «Bofors».

Также была отброшена версия попадания крупнокалиберной береговой батареи «Tirpiz». По данным как немецкой стороны, так и доклада командира лидера «Харьков» крупнокалиберная батарея начала пристреливаться достаточно поздно (первый залп в 05:18), и опасная близость взрывов вокруг «Харькова» появилась только после взрыва «Москвы» (05:21).

Остались только версии подрыва на минном заграждении и от торпедной атаки. Надо признать, верить в последнюю участникам экспедиции совершенно не хотелось. По всем архивным документам единственная румынская подводная лодка «Delfinul» в это время находилась намного севернее.

Единственной подводной лодкой, находившейся в опасной близости к этому району, была советская Щ-206 под командованием капитан-лейтенанта С.А. Каракая. Лодка не выходила на связь и, скорее всего, ничего не знала о планируемой набеговой операции наших кораблей. Стоит отметить, что северная позиция Щ-206 была всего в 7-8 милях от предположительного места событий, и потенциальная ошибка в счислении вполне могла привести ее в район проведения операции. Кроме того, с лидера «Харьков» за несколько секунд до взрыва заметили след двух торпед. Оставив последнюю версию на конец, в том числе как самую “нежеланную”, участники экспедиции сосредоточились на версии подрыва на мине.

Проанализировав всю доступную информацию участники экспедиции пришли к мнению, что наиболее вероятная точка гибели «Москвы» – первая четверть (юго-западная часть) минного заграждения S-10. К сожалению, во всех источниках данные о поведении наших кораблей перед взрывом несколько разнятся, но сопоставив все факты экспедицией был выбран наиболее логичный, по мнению участников, курс кораблей с учетом всех обстоятельств.

Поиски – день 2й

Следующий день преподнес несколько интересных сюрпризов. Во-первых, оставшимся на берегу участникам экспедиции удалось встретиться с историком, профессором Иоаном Дамаскином (Ioan Damaschin), который потратил на изучение событий 26 июня 1941 года более десяти лет своей жизни. Встреча прошла в редакции журнала «Marea Noastra». На ней так же присутствовал контр-адмирал Петр Замфир (Petre I. Zamfir), служивший в то время на эсминце «Regina Maria» и помнящий тот бой со стороны противника.

Эта встреча открыла один интересный факт, который не был упомянут ни в одном из советских источников. По участвовавшим в набеге кораблям черноморского флота, помимо тяжелой немецкой батареи «Tirpiz» (280-мм), вела огонь еще и румынская береговая батарея «Elisabeth» (105-мм). В отличие от немцев, батарея открыла огонь спустя три минуты после вступления советских кораблей в бой (05:05). При этом корабли шли 26/28-узловым ходом, придерживаясь боевого курса 221°, то есть, шли прямым курсом на эту батарею.

Конечно, калибр батареи был недостаточен, для нанесения существенного ущерба атаковавшим кораблям в начале операции. Но весьма вероятно, что именно огонь «Elisabeth» заставил отвернуть советские корабли, и лечь на курс отхода 123° (по румынским данным NE). Эта информация стала еще одним листом в колоду информации о боевых событиях у Констанцы.

Тем временем, вторая часть команды экспедиции отправилась в район поисков, намеченный еще предыдущим вечером. Первая часть дня была посвящена полному исследованию района на север от минных заграждений S-10. По прошествии примерно десяти часов поисков, на экране сонара начал прорисовываться неопределенный объект, расположенный на глубине 45 метров, с размерами восемь на шесть метров (позднее ласково прозванный “ящиком”). Спустя еще несколько секунд, в трехстах метрах от него, сонар отрисовал корпус корабля около 90 метров длиной.

Это «Москва»!

5 мая дайверами поисковой экспедиции была обследована основная часть корабля. Визуальный контакт дал 100% подтверждение – лидер «Москва» найден! Корабль стоит с креном на левый борт примерно 35º, возвышение над грунтом 10 метров. Для осмотра доступны перо руля и винтовая группа. Вся кормовая часть в хорошей сохранности вплоть до первого котельного отсека – кормовые орудия главного калибра, зенитные орудия, кормовой пост огня, оба снаряженных торпедных аппарата.

Далее начинается коллапс из метала, и понять что где практически невозможно, разрушения поразительны! Дайверы совершили два погружения, получив в общей сложности 40 минут донного времени – этого достаточно для проведения беглого осмотра всего корабля, однако явно недостаточно для его детального изучения.

Предполагая, что так называемый “ящик”, который судя по обмерным характеристикам очень похож на основную надстройку, лежит фактически на линии минного поля, был сделан вывод, что лидер «Москва» все же взорвался на мине из заграждения S-10. Однако трудно предполагать, что одна лишь двухсоткилограммовая мина смогла бы вызвать столь серьезные разрушения носовой части судна.

Существует версия, что в расположенных прямо на палубе секциях (в районе места взрыва) в то время хранились запасные снаряженные торпеды. Возможно, что именно детонация торпед по левому борту и вызвала столь чудовищный взрыв. Косвенно эту версию может подтверждать тот факт, что после операции в Констанце со всех лидеров на всех флотах торпеды были убраны с секций на палубе. Кроме того, при обследовании затонувшей «Москвы» дайверами не было обнаружено ни одной запасной торпеды, кроме одного, оторванного от основной части, боевого отделения торпеды (по правому борту в районе ТА).

К сожалению ни погода, ни время не позволили дайверам погрузиться к загадочному “ящику”. Это предстоит сделать уже будущим исследователям.

Итоги

26 июня 2011 года, в день семидесятилетия гибели корабля, Respiro Diving Society планирует опустить на палубу лидера «Москва» памятную плиту и венок. В память о погибших моряках и первом советском боевом корабле, погибшем в годы Великой Отечественной Войны.

По итогам экспедиции все данные и материалы проекта, а так же информация о месте гибели, будут высланы в соответствующие архивы Румынии и РФ и опубликованы на тематических интернет-ресурсах.

Все, кого каким-либо образом интересует дополнительная информация по проекту, могут обращаться по адресу pgscuba(at)gmail.com.

И новые загадки

Подводная лодка Щ-206 на базу так и не вернулась и считается “без вести пропавшей”. Сложно сказать, насколько реальны сообщения о следе торпед, замеченном в бою при Констанце как и до гибели лидера «Москва», так и спустя несколько часов (по лидеру «Харьков»).

Существуют документальные подтверждения успешной атаки эсминца «Сообразительный», корабля сопровождения лидера «Харьков», по неизвестной подводной лодке в квадрате 3953. С другой стороны, не было и подтверждения гибели подлодки с борта лидера «Харьков», который, собственно, и приказал «Сообразительному» заступить в охранение и атаковать ее.

Другими словами – это еще одна темная страница, которую предстоит раскрыть…

Благодарности

Участники экспедиции выражают свою благодарность полковнику Борису Шойловичу Баншацу и Андрею Николаевичу Лубянову за ту огромную работу, которую они проделали, скомпилировав максимально возможное число документов и версий в своей книге “Лидер эсминцев «Москва»”. Их работа существенно помогла команде экспедиции добиться успеха. Так же участники экспедиции благодарят за содействие и предоставление ценной, ранее не изученной информации, профессора Иоана Дамаскина, а также всех, кто прямо или косвенно помогал им в поисках поисках и верил в успех экспедиции.

http://divemir.com/2011/05/nayden-lider ... ev-moskva/

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:38 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
Лидер эскадренных миноносцев «Москва»

Лидер «Москва» был заложен 29 октября 1932 года на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30 октября 1934 года, вступил в строй 10 августа 1938 года.

Лидер «Москва» уже в ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следующем году 19-23 октября «Москва» нанесла еще один визит в Турцию.

Война застала «Москва» в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. 25 июня 1941 года Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце – порту и главной базе румынского флота.

Первоначально лидер «Москва» был включен в группу поддержки (крейсер «Ворошилов» – головной). В ударную группу входили лидер «Харьков» и эсминцы «Смышленый» и «Сообразительный». Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили «Москва», а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры «Харьков» и «Москва» смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. На траверзе Херсонесского маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на Одессу (для обмана воздушной разведки противника). С наступлением темноты лидеры изменили курс и направились к Констанце. По приказу командира ударной группы Романова «Москва» заняла место головного.

Лидер «Москва» открыл огонь главным калибром с третьим залпом «Харьков» – пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков. Плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы «Реджина Мария» и «Мэрэшти», несшие дозорную службу открыли ответный огонь по лидерам.

На головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи «Тирпиц». Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от «Москва», второй двухорудийный – уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл «Москва» с недолетом 1-1,5 кбт. С лидера «Харьков» на «Москва» поступил сигнал по УКВ об отходе.

«Москва», прекратив огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом.

Вдруг с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на «Москва». С «Харьков» передали на «Москва» приказание: «Буки («Больше ход»). Идти прямым курсом». Но через минуту в момент уклонения торпед вправо над «Москва» поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

После взрыва обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Корабль стал разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт так, что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде. Командир «Москва», оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит – батальонный комиссар Г.Т.Плющенко погиб.

Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе.

Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.

Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии главстаршине М.А.Лукину. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.

Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И.Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: «Всем наверх». Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав «Москва» спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8-10 минут после взрыва.

На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек. Подошедший лидер «Харьков» остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа «Москва». Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки. К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Командир «Москва» А.Б.Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» под Одессой, командуя взводом разведки.

Так, первый бой лидера «Москва» в Великой Отечественной войне стал для него и последним.

Существует несколько версий причин гибели лидера «Москва». Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир – капитан-лейтенант И.А. Каракай – не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп. Через 1 час 44 мин. «Щ-206» была потоплена глубинными бомбами эсминца «Сообразительный», подошедшего на помощь «Харьков».

Тактико-технические данные «Москва»
Водоизмещение нормальное, т 2675
Водоизмещение полное, т 3080
Длина наибольшая, м 127,5
Ширина наибольшая, м 11,7
Осадка максимальная, м 4,7
3 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 66000
винтов, шт 3
Скорость хода максимальная, узлов 35
Скорость хода полная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 1540
Экипаж, чел. 337
Топливо, т мазута 610


Артиллерийское вооружение (первоначальное): 5 – 130/50-мм Б-13, 2 – 76/55-мм 34К, 2 – 45-мм 21К. К 1943 г. на «Харькове» 45-мм установки сняли, а взамен поставили 6 – 37-мм 70К и 6 х 2 – 12,7-мм пулеметов Браунинг.

Минно-торпедное вооружение: 2 четырехтрубных 53-см ТА типа «Конь», боекомплект: 16 торпед. В перегруз мог принять на палубу 76 мин обр. 1926 г. или 124 мины обр. 1912 г.
http://ussrfleet.1939-45.ru/lid_mosk.php

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:42 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
Судьба экипажа

Судьба экипажа.

Две с половиной строчки убористым текстом на первой странице всех советских газет и несколько секунд в сообщении по радио 27 июня 1941 года на много лет скрыли от людей судьбы более трехсот моряков лидера «Москва», о гибели которого в открытой печати не сообщалось более семнадцати лет …

Сколько человек было на корабле в том первом и последнем для большинства моряков бою, как сложилась судьба выживших после гибели корабля? Этот вопрос, кажется, так и остался до сих пор без четкого ответа. В публикациях 1941 года о гибели «Москвы» не говорится вообще. В духе времени и режима секретности журналисты В. и А. Борины в очерке «Удар по Констанце» пишут, что: «С честью выполнив боевое задание, отбив все атаки врага, корабли вернулись в свою базу». 1

[Практически то же сообщает и другой неизвестный автор2: «Краснофлотцы, участвовавшие в набеге на Констанцу, с победой возвратились к берегам родной земли. Вскоре они послали письмо в Москву, к тому, кто вдохновлял бойцов на бой, с чьим именем они одержали победу».

__________________________________________________________________

1 «Слава героям Отечественной войны», Симферополь, Изд.ПУЧФ, 1941, стр. 147-155.

2 «Разгром Констанцы», Военмориздат, НКВМФ, 1941, стр. 1-12.


В этом письме было сказано:

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

В бою с врагом мы испробовали свои силы, проверили свои ряды. Наши артиллеристы хладнокровно и метко вели огонь по военным объектам Констанцы, предав их огню и разрушению. Наши зенитчики метко стреляли по вражеским самолетам, отправив три из них на дно нашего Черного моря. Мы только выполнили приказ».

Победа у Констанцы стала известна во всех уголках Советского Союза. Морякам корабля Н. прислали письмо труженики комбината «Трехгорная мануфактура»:

«Мы восхищены … вашим мужеством, отвагой и геройством, с каким вы так основательно разгромили Констанцу.

Мы горды таким вашим замечательными артиллеристами и зенитчиками как старшина Шеин, краснофлотцы Губенко, Купцов, Татаринцев, и всем личным составом кораблей, которые с самообладанием, выдержкой и умением в одно и то же время бомбили вражеский порт и отбивались от наседавших на наши корабли разбойничьих катеров, миноносцев, самолетов и подводной лодки …» Кроме того в обеих публикациях упоминаются фамилии Ендовицкого, Доронина, Мезенцева, Перельмана, Наумова, Берёзова, Наволочного, Плотникова, Руднева, Кабаненко, Кириченко, Берестова, Орзул, Гребенникова, Бондаренко, Даниленко, Каирова и лейтенанта Беспалько.



О каком корабле идет речь? Так как «Москва» погибла, получается, что это лидер эсминцев «Харьков».

Действительно, краснофлотцы Пётр Гребенников и Пётр Каиров, котельные машинисты с «Харькова», когда от близких разрывов снарядов потекли водогрейные трубки, в результате чего упало давление в двух котлах и корабль снизил ход до 6 узлов, в асбестовых костюмах пробрались в топки еще не остывших котлов и заглушили лопнувшие трубки. За этот подвиг они первыми на флоте были награждены орденом Красного Знамени. 1

А остальные? Обратимся к материалам по истории флота.

«Однако и наш отряд понес большую потерю. С честью выполнив боевую задачу, лидер «Москва» на отходе подорвался на мине. Даже в трагические минуты гибели лидера экипаж героически сражался с врагом. Артиллеристы-зенитчики старшина 1 статьи Шеин, матросы Губенко, Купцов, Татаринцев и другие вели огонь по фашистским самолетам до тех пор, пока волны не сомкнулись над кораблем-героем. 2

В архиве города Севастополя в рабочих тетрадях сотрудников редакции Книги Памяти, составленных по алфавитным карточкам формы – 1 Центрального военно-морского архива в Гатчине можно найти знакомые __________________________________________________________________

* Г.Ф. Годлевский и др. «Походы боевые», стр. 19.

** П. Болгари, Н. Зоткин, Д. Корниенко, М. Любчиков, А. Ляховин, «Черноморский флот», М., ВИ., 1967, стр. 46.

фамилии. Среди них фигурируют: командир отделения комендоров Леонид Зиновьевич Татаринцев, командир зенитной батареи старший лейтенант Василий Владимирович Беспалько (Безпалько), старшина команды комендоров палубных мичман Мезенцев Илларион Иванович, старшина 1 статьи Доронин Константин Николаевич – старший дальномерщик, старшина 1 статьи Ендовицкий Филипп Сергеевич – командир отряда визирщиков, старшина 1 статьи Наволочный Василий Васильевич – командир отряда комендоров зенитных, старшие зенитные комендоры старшие краснофлотцы Перельман Матвей Иосифович и Наумов Василий Наумович, краснофлотцы Каиров Пётр Ефремович – машинист котельный, старшина 1 статьи Орзул Николай Прокофьевич – командир отделения машинистов котельных, старшина 1 статьи Плотников Игорь Александрович – старший кладовщик, старшина 2 статьи Даниленко Николай Григорьевич – командир отделения, машинистов котельных, старшина 1 статьи Кириченко Тимофей Евгеньевич – командир отделения электриков артиллерийских.

Все они в составе экипажа лидера «Харьков» погибли вместе с кораблем 6 октября 1943 года. Это подтверждают и списки, хранящиеся в Музее Черноморского флота.

«… Стрелял по появившимся фашистским самолетам одинокий зенитный пулемет на юте. Стрелял до тех пор, пока вода не залила сиденья, на которых устроились наводчик и заряжающий москвичи-

комсомольцы Пшеничный и Новиков». 1

В Музее Черноморского флота хранится «Список безвозвратных потерь личного состава лидера эсминцев «Москва» эскадры Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» В нем погибшими вместе с кораблем 26 июня 1941 г. в районе порта Констанца значится 237 человек. Список подтвержден ЦВМА (фонд 1250, опись № 2, ед. хран. 393). В нем значится под № 119 старшина 2 статьи Николай Тихонович Пшеничный – командир отделения котельных машинистов. Нет этих фамилий и в списке погибших моряков «Харькова». Возможно, что эти два моряка попали в плен и какова их дальнейшая судьба пока неизвестно.

Под № 2 в списке значится капитан-лейтенант А.Б. Тухов, командир корабля, но он в этом бою не погиб и в список внесен ошибочно.

В газете «Флаг Родины» 11-14 марта 1959 года был опубликован материал «Дорогой мужества и бесстрашия», в котором старший научный сотрудник Одесского историко-краеведческого музея Н.С. Пельц рассказывает о судьбе Александра Борисовича Тухова. Получив контузию во время взрыва корабля, он, в бессознательном состоянии, был подобран вражеским катером и доставлен в Констанцу. Восемь месяцев продолжались допросы в контрразведке. Убедившись в том, что Тухов предпочтет смерть, но не выдаст врагу военную тайну, гитлеровцы отправили его в концлагерь. Автор приводит воспоминания бывшего начальника штаба партизанского

__________________________________________________________________

1А. Рябикин, «Севастопольский дождь …» журнал «Москва», 1969 № 6, стр. 176

отряда «Буревестник» Запорожченко Михаила Трофимовича, попавшего в плен раненым 4 июля 1942 г. у Херсонесского маяка. Он познакомился с Туховым в августе 1942 г. в лагере военнопленных в румынской деревне Майя. Кроме Тухова в лагере находилась еще большая группа пленных моряков из команды лидера «Москва». Тухов совершил четыре побега из концлагерей, прежде чем в конце 1943 г. попал в партизанский отряд «Буревестник», действовавший на территории Одесской области.

Тухов был назначен начальником разведки. На счету моряка было много дерзких нападений и ударов по вражеским коммуникациям. 28 февраля 1944 г. на окраине Голованевского леса партизаны вели упорные бои. В одном из них Тухов был ранен осколком мины в левое предплечье. Превозмогая острую боль, он сам перевязал рану и продолжал вести огонь. Лишь вечером, когда бой закончился он обратился в санчасть, но от операции отказался. На следующий день бой возобновился с новой силой. Несмотря на резкое ухудшение состояния здоровья Тухов ни на минуту не покинул поле боя. Партизаны предприняли попытку прорыва. Вражеская пуля попала Тухову в лоб, чуть повыше переносицы. Как вспоминал командир отряда старший лейтенант Н.А. Кухаренко, Александр Борисович лежал в нескольких метрах позади него, неловко скорчившись. И только рука, зажавшая автомат, выдвинулась вперед.

Похоронили погибших в этом бою партизан на окраине села Синьки Голованевского района Одесской (с 1945 г. Кировоградской) области.

В конце публикации редакция обратилась ко всем, кто знал А.Б. Тухова, с просьбой прислать свои воспоминания о нем, а также документы и фотографии, чтобы полнее раскрыть образ героя-черноморца.

Первым звонком в редакции был звонок от вдовы Александра Борисовича – Фаины Сергеевны, в течении 15 лет! ничего не знавшей о судьбе мужа.

16 апреля 1959 года своими воспоминаниями поделился ветеран войны Н.Н. Таран. Защитник Севастополя, после окончании обороны был захвачен в плен. Находясь в лагере в Румынии, 25 декабря 1942 г. он встретился с А.Б. Туховым, прибывшим в составе группы из сорока военнопленных из лагеря Майя.

Николай Николаевич приводит рассказ Тухова о том бое: «Обстреляв Констанцу, лидер лег на обратный курс. Береговые батареи противника молчали. Страшной силы взрыв, потрясший корпус корабля и всколыхнувший спокойную гладь моря, был неожиданностью. Корабль, разломившись пополам, затонул. Взрывная волна выбросила командира за борт. На поверхности моря осталось от экипажа не больше двух десятков человек. Двенадцать часов пробыли моряки в воде. Затем их подобрал торпедный катер. В живых осталось тринадцать человек.

Тухов был твердо уверен, что лидер подорвался на мине.

На допросе Тухов не признался, что он командир лидера.

- Мичман – стоял на своем Тухов.

Может быть и не пришлось бы Тухову перенести столько пыток, если бы не один из пленных, распустивший свой предательский язык. Он был единственным, кто пошел на поводу врага и выдал командира».

Дальнейшие воспоминания Н.Н. Тарана, озаглавленные «Наедине с совестью», почти полностью сходятся с рассказом Н.С. Пельц.

В 1960 г. Политуправление ЧФ издало сборник «Нам дороги их имена», в котором опубликован материал Н.С. Пельц «Дорогой мужества» об Александре Борисовиче Тухове.

9 мая 1995 года во «Флаге Родины» капитан 1 ранга В. Мельников вновь вернулся к материалам, подготовленным Н. Пельц, опубликовав статью «Дорогой мужества». Большое количество документов предоставил автору сын героя-черноморца полковник в отставке Борис Александрович Тухов, проживающий ныне в Москве.

Среди них характеристика на партизана отряда «Буревестник» Тухова А.Б., выданная в июле 1946 г., и архивная справка партийного архива Одесского обкома КПУ. В них рассказывается о боевых делах черноморца за период с декабря 1943 по март 1944 года:

«Возглавляемая Туховым А.Б. группа партизан (7 человек) 7 января 1944 г. обстреляла автоколонну фашистов, уничтожила 12 единиц автотранспорта, 10 солдат и офицеров, захватила 2 станковых и 4 ручных пулемета, а 12 января 1944 г. А.Б. Тухов с группой партизан разгромили румынский обоз, уничтожили более 30 оккупантов, захватили 16 подвод с обмундированием, другим имуществом, оружием …

В отряде показал себя самоотверженным, мужественным бойцом … Проявил подлинное геройство, своим личным примером воодушевлял бойцов. Товарищ Тухов в бою 6 марта 1944 года пал смертью храбрых».

В этих же документах указывается, что за проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий командования т. А.Б. Тухову присвоено звание Героя Советского Союза.

К сожалению, этот факт в его биографии не подтвердился. По данным музея флота ни один из моряков «Москвы» за этот поход награжден не был ..

Кому же потребовалось тогда эта характеристика? Видимо тому, кто знал и скрывал судьбу моряков. В тексте характеристики говорится: «А.Б.Тухов 24 июня 1941 года выполнял задание командования на боевом корабле «Москва» в румынском порту Констанца, при этом корабль был потоплен. Часть команды корабля в количестве 42 человек, в том числе и Тухов была подобрана на воде и в плен вражескими гидросамолетами». 1

А в материалах по истории кораблей эскадры указана дата гибели А.Б. Тухова – «за два дня до вступления наших войск в Одессу». Еще одна неточность. Ведь Одесса была освобождена 10 апреля 1944 года. 2

За 60 лет, прошедших после гибели лидера «Москва» численность экипажа в различных источниках приводится по разному: 220 человек.3

__________________________________________________________________

1 Партийный архив Одесского ОК КПУ № 297 от 23.04.91.

2 «Освобождение городов». Справочник. М., ВИ. 1985, стр.176.

3 А.И. Сорокин, В.Н. Краснов, «Корабли проходят испытания». Ленинград., «Судостроение», 1983. стр. 136.

311 человек1

344 человека2

243 человека3

Так же разнятся и данные о количестве оставшихся в живых и попавших в плен моряках:

- «… командир корабля А.Б. Тухов и 69 моряков были схвачены фашистами»4

- «… командир корабля и шестьдесят моряков были схвачены фашистами»5 - «… 69 человек из экипажа лидера подобрали 14 румынских катеров»6

- «… часть моряков была подобрана румынскими катерами и попала в плен»7

- «… многие погибли, многие попали в плен»8

- «… командир лидера «Москва» капитан-лейтенант А.Б. Тухов взрывной волной был выброшен с мостика в море. В бессознательном

__________________________________________________________________ 1Б.С. Романов «Противолодочный крейсер «Москва»» М., 1998, стр. 19.

2 «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 гг». Справочник. М., ВИ. 1988, стр. 26, ЦГА ВМФ СССР № 318 от 14.05.1991. стр. 2.

3 Энциклопедия ЧФ, 2004 г.

4 Н.Г. Кузнецов «На флотах боевая тревога» М. ВИ. 1971 стр. 111, Г.И. Ванеев «Черноморцы в Великой Отечественной войне». М., ВИ. 1978 стр. 16; Причем второй автор ссылается на документы ИО ЦАМО ф.107, д.23345, л.100.

5 Н.Г. Кузнецов «Курсом к победе». М., ВИ. 1975, стр. 31.

6 Г.Ф. Годлевский, Н.М. Гречанюк, В.М. Кононенко «Походы боевые», М., ВИ., 1966. стр. 17, Б.С. Романов «Противолодочный крейсер «Москва»» М. 1998, стр. 24.

7Н.М. Кулаков «Доверено флоту». М., ВИ., 1985 стр. 40-41.

8 «Черноморский флот России». Симферополь. «Таврия» 2002 стр. 214.

состоянии он был подобран катером противника и оказался в плену» 1

- «От взрывной волны Тухов потерял сознание. Очнулся в воде. Рядом с ними находились комендор Василий Медведков и артэлектрик Михаил Филатов. До берега было тринадцать миль, но там был враг. Моряки помогли командиру раздеться, сняли с него офицерский китель, спрятали под тельняшку партбилет, затянули ремнем. Больше прятать было некуда!

Моряки добрались до берега и тут Тухов вновь потерял сознание. Их схватил румынский патруль. Дальше был плен. Лагерь.

Румыны как-то дознались, что Тухов командир «Москвы» и его отделили от остальных захваченных в плен моряков.

Вскоре Медведков и Филатов бежали из плена. 2

Действительно Василий Медведков и Михаил Филатов вместе с другими попали в плен. Дальнейшая их судьба описана В.И. Ерошенко, знавшим их по службе на лидере «Москва», которым он командовал в 1939-1940 гг. и встретил вновь в Черноморском флотском экипаже в начале 1942 года.

Вот что рассказывали моряки: «26 июня, когда их корабль погиб в виду Констанцы, Медведков и Филатов были в числе тех, кто остался на поверхности моря и доплыл до румынского берега. Они попали в плен и сперва были в лагере. Потом группу

__________________________________________________________________

1 «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота». М., ВИ., 1974, стр. 328.

2 А. Рябинкин «Севастопольский дождь» Журнал «Москва» 1969 г. № 6, стр. 176.

краснофлотцев привезли в какое-то имение на уборку кукурузы. Оттуда пятерым удалось бежать. Чтобы сбить со следа погоню, они взяли направление не на восток, а в глубь Румынии и только потом повернули в сторону советской границы. Шли ночами. Днем отсыпались где ни будь в кустах, выставив вахтенного. Питались в основном сырой кукурузой. Все реки, включая Прут и Днестр, пересекли вплавь: на мостах стояла охрана.

Путь был долгим – фронт отодвинулся далеко на восток. Но по Украине идти стало легче. Зашли даже в село, где жили родители одного краснофлотца. Там моряков подкормили, помогли переодеться. Немцев в себе не было и трое из пятёрки решили отдохнуть там еще. Медведков и Филатов ждать не хотели и двинулись дальше вдвоем.

Под Харьковом перешли фронт и, как полагается, были переданы для проверки соответствующим органам. Проверяли их с месяц, затем дали отпуск. Друзья отправились к родителям Филатова, которые уже давно получили на сына похоронную. После отпуска явились в местный военкомат, настояли, чтобы их вернули на Черноморский флот и получили направление в Новороссийск. Там после долгих допросов и разговоров моряков посадили на крейсер, идущий в Севастополь. Однако проверка началась заново и никак не кончалась. Уполномоченный вызывал и спрашивал все об одном и том же. Правда, жили моряки со всеми вместе, о плене рассказывать им запрещалось. И еще обещали, что скоро пошлют в морскую пехоту. А на корабли, говорят, и не проситесь …

- Где Тухов? Погиб? – спрашиваю я.

Когда на берег выбирались, жив был командир – ответил Медведков. – Он стоял до конца на мостике. А еще раньше его ранило или контузило. В воде наши ребята помогли командиру снять китель, чтобы сошёл за матроса. Но румыны как-то его опознали. Что с ним дальше, не знаю. В лагере с нами его уже не было».

«Значит, - подумалось мне, - в Особом отделе все это известно уже давно. А жена Тухова, конечно ничего не знает. Впрочем, пожалуй так и лучше. Что хорошего может ждать Александра Борисовича в фашистском плену, если он еще жив?» Трудно было тогда представить, что и Тухову еще удастся вырваться из плена. Гибели он, правда, не избежал, но погиб не в застенке, а в бою».

С разрешения Члена Военного совета Н.М. Кулакова моряки были направлены на лидер «Ташкент».

Вскоре Филатов стал командиром отделения артэлектриков в центральном посту, а Медведков – командиром орудия третьей башни. Оба получили старшинские звания и воевали безупречно. Орудийный расчет Медведкова через некоторое время считался уже лучшим на корабле. Оба моряка впоследствии были награждены орденами. После гибели «Ташкента» большинство моряков были зачислены в формируемую в Новороссийске 83-морскую бригаду. В феврале 1943 года в десанте у Озорейки старшина статьи Михаил Филатов был смертельно ранен. Василий Медведков еще и в послевоенные годы служил сверхсрочно на черноморских миноносцах, а потом уволился в запас в звании мичмана. 1

Так что еще в 1941 году в НКВД имелись данные о погибших и оставшихся в живых, попавших в плен моряках «Москвы».

«После войны стали известны мне – вспоминал В. И. Ерошенко _ подробности гибели военкома «Москвы» батальонного комиссара Плющенко. Во время боя он находился на верхней палубе, воодушевляя своим мужеством бивших по врагу артиллеристов. Взрыв мины застал Плющенко вблизи этого места, где корабль переломился и политработник погиб вместе с кораблем, разделив участь большей части экипажа». 2

Адмирал Н. М. Кулаков пишет, что «По свидетельству очевидцев сознательно пренебрег возможностью спастись заместитель командира по политчасти батальонный комиссар Г. Т. Плющенко». 3

В директиве Начальника Глав ПУ РК ВМФ армейского комиссара 2 ранга Рогова №78сс от 29 ноября 1941 года «Об итогах работы военных Комисаров в период боевых действий» указывается, что «в ожесточенном бою с врагом смертью храбрых погиб военком ЛД «Москва» батальонный комиссар тов. Плющенко». 4 О судьбе экипажа «Москвы» и о пленении группы моряков вероятно

__________________________________________________________________

1 В.И. Ерошенко «Лидер «Ташкент»», М., ВИ., 1966 стр. 137-140.

2 Н.М. Кулаков, стр. 30.

3 Н.М. Кулаков, стр. 40

4 ЦВМА, ф.11, оп.2, д.62, л. 77-83.


знали как в Москве, так и в Севастополе еще в конце 1941 года. Ведь и румынское и германское радио должны были во все услышанье трубить о потоплении одного из новейших советских кораблей и пленении части экипажа во главе с командиром. Да и снятые в тот вечер снимки пленных моряков наверняка обошли многие фашистские газеты. Но вся информация была засекречена и, возможно, еще где-то хранится в соответствующих закрытых до сих пор архивах…

В рабочей тетради внештатного сотрудника редакции «Книги Памяти Севастополя» Тамары Молчановской упоминается старший краснофлотец Пилипчук Марк Григорьевич, 1915 г. р., старший радист лидера «Москва» (по данным ОПК ЧФ №005414 от 31.12.44г. был в плену. 02.11.44г. направлен в спец. лагерь НКВД г. Харькова).Дальнейшая судьба моряка неизвестна.

В музее Черноморского флота удалось уточнить фамилию еще одного моряка с «Москвы» - радиста Крамаренко Николая Макаровича, 1920 г. р., уроженца Кировоградской области, Александровского района с. Користовка. После плена и спецпроверки он был направлен на фронт, а уволившись проживал в г. Александрия Кировоградской области.

Вернемся к статье С. Ильченко:

- «Нет, многие не погибли тогда. Взрыв торпеды был сильным, но паники на корабле не вызвал. Экипаж покидал борт по команде. (Это почти единственная правдивая фраза – примеч. авторов). Шлюпки использовать не удалось, держались за всплывшие с погибшего корабля предметов. Группа краснофлотцев поддерживала раненого в голову командира «Москвы» капитан-лейтенанта А. Тухова.

В воде вскоре все разделись до нижнего белья. Старались экономить силы. Надежда на помощь своих исчезала вместе с уходящим от разрывов «Харьковым». Июньское море было нехолодным, однако постепенно люди стали мерзнуть. Помог корабельный мазут, он всплывал на поверхность и теплой пленкой обволакивал тела.

Но тут поднялся ветер. Уставшие моряки не могли увернуться от мазутной волны. Попав в нос или рот, она вызывала удушье. Черноморцы тонули тихо, без криков. Так умер комиссар корабля Плющенко, а один старшина сверхсрочник, призер флотского соревнования по плаванию, решил все-таки добраться до далекой суши. Он доплыл, даже самостоятельно вышел на берег - и разорвалось сердце.

Ближе к вечеру румыны начали свою операцию по спасению советских моряков. Квадрат за квадратом прочесывали катера и даже гидросамолеты. Слишком заманчив был приз – в первые же дни войны пленить экипаж одного из самых известных кораблей Советов.

Они действительно знали, кого вытаскивали из воды и отмывали от мазута. Румынские и немецкие разведчики даже не проводили допросов – у них имелись полные списочные данные всего экипажа. Перед войной их разведка добыла все, что нужно. Зато наши даже не подозревали о батарее «Тирпиц». Пленных сразу разделили на офицеров и рядовых. Краснофлотцев раздали по усадьбам богатых крестьян. Командный состав отправили сначала в тюрьму Констанцы. Чуть ли не весь румынский гарнизон ходил смотреть на пленных «русских комиссаров». Потом пошли лагеря – под Констанцей, в Темишоарах и Колофате. Голод, вши, болезни. Два раза группы офицеров лидера «Москва» пытались бежать, но неудачно. Беглецов поймали и порвали перед строем собаками.

Удался только третий побег. Командир корабля Тухов и еще несколько офицеров добрались до Одессы. Подпольщики переправили их в партизанские катакомбы.

Румыны постоянно агитировали наших, призывая публично «отречься от советской власти и признать гениальность руководителя Антонеску». За предательство обещали старую румынскую форму, питание из котла охраны, жилье в отдельном бараке с постельным белым бельем и даже еженедельное посещение солдатского борделя. Из всего экипажа согласилось трое».

Не давая никаких послаблений пленным, им все же разрешали писать письма родным. Причем Ильченко приводит фамилию начальника службы снабжения «Москвы» Андрея Закусило. В упоминаемом выше списке под № 9 значится же погибшим начальник службы снабжения техник интендант 1 ранга Андрей Данилович Закутайло. Непонятно, как он мог писать открытку, причем по адресу г. Харьков, ул. Сухаревская, для Марии от Андрея, которая дошла до адресата из далекого румынского лагеря для военнопленных в Колофате. А дураки-немцы, затеявшие, по словам господина Ильченко, эту авантюру для выявления и уничтожения семей советских офицеров тут попросту лоханулись, не сумев проследить за почтальоном.

Оказывается, что попавшие в румынские лагеря советские военнослужащие должны быть «в какой степени благодарны Антонеску, за то, что остались живы. Он отказывался отдавать пленных Германии, не отдал даже евреев. 1 Ему явно льстило, что и он имеет советских пленных в своих лагерях». Еще немножко и Антонеску можно было бы выдвинуть на Нобелевскую премию мира. Хотя абзацем выше автор признает, что во время визита Антонеску в лагерь в Колофате «за ним шли охранники и били по лицу каждого второго заключенного. Затем первую шеренгу отвели к ограде и расстреляли».

Ну а дальше, как признает и сам автор для советских офицеров «началась фантасмагорическая бессарабская эпопея». Оставшись без бежавших охранников, они в поезде проехали до Констанцы, где в комендатуре им «посоветовали: сами добирайтесь до Одессы. Иначе расстреляем или в лучшем случае пошлем рядовыми в маршевые пехотные роты.

В Одессе их переодели во флотское обмундирование но без погон.

__________________________________________________________________

1 В частично сохранившихся в Российском Государственном военном архиве личных карточках советских военнопленных., находившихся в 1941-1044 гг. в румынских концлагерях действительно встречается, немало карточек, в которых указана национальность – еврей (РГВА, ф.1512, оп.1, д.1-28).


Первые допросы начались во флотском полуэкипаже резерва флота. Оттуда, уже под конвоем, отвезли в подмосковный Подольск, где располагался проверочный лагерь НКВД. В Подольске было много военнопленных из румынских лагерей. Ворота закрывали только на ночь. Передвижение по территории не ограничивалось, можно было уйти вообще, но никто не уходил. Надеялись, что поймут, простят и вернут на флот».

Читаешь и удивляешься, ведь в опубликованных ныне документах об этих проверочных лагерях НКВД «пишется совсем не как о курортах …»

Ведь действовал же еще приказ Ставки Верховного Главнокомандующего № 270 от 16 августа 1941 года, которым предусматривалось ужесточение наказаний по отношению к военнослужащим Армии и Флота, попавшим в плен. Этот приказ предписывал командирам всех рангов «железной рукой карать трусов и изменников» - военнопленных, дезертиров и даже арестовывать членов семей последних.

В конце войны освобожденные военнопленные рассматривались нашими карательными органами, как потенциальные предатели и вначале отправлялись в так называемые фильтрационные прифронтовые лагеря.

Отношение к военнослужащим попавшим в плен или окружение менялось в зависимости от обстановки. В условиях военного времени большинство таких военнослужащих после соответствующей проверки в специальных сборно-пересыльных пунктах, созданных по решению ГКО от 22 декабря 1941 г., направлялись в действующую армию. Так, на 1 октября 1944 года из 354 592 человек указанного контингента в Красную Армию было возвращено 249 416 человек, арестовано органами СМЕРШ – 11 556, а остальные были переданы в рабочие батальоны.

В мае 1945 г. телеграммой Сталина предписывалось 6-ти фронтам сформировать в их тыловых районах 100 таких лагерей вместительностью по 10 000 военнослужащих в каждом.

Уже после окончания войны из плена вернулось 1.836 тысяч советских военнослужащих, числящихся «пропавшими без вести». Более 900 тысяч после спецпроверки НКВД были вновь направлены в армию, большинство – в штрафные части, 600 тысяч направлены в рабочие батальоны, 339 тысяч по заключению армейских органов СМЕРШ или по решению «троек», «двоек» были осуждены на различные сроки заключения в советских лагерях НКВД «как скомпрометировавшие себя сотрудничеством с врагом». Большинство из доживших до 1953 года были амнистированы и реабилитированы.

«После проверки почти всех отправили в штрафбат. Под занавес войны фронту был нужен каждый штык. Они пали в Германии и Австрии, в последних боях».

Ведь как сказал в демонстрировавшемся 3 ноября 2002 г. по телевизору фильме один из бывших сотрудников СМЕРШа: «Советский человек, живым попавший в плен, - это уже не советский человек, а изменник Родины».

Заканчивает статью Ильченко словами, которые выведут из себя не только Бориса Александровича Тухова, но и специалистов по истории флота: «Передо мной лежит архивная справка, рассекреченная после окончания срока давности: «Капитан-лейтенант А.Б. Тухов на закрытом заседании трибунала в городе Симферополе заочно приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение сотрудниками НКВД, командированными за линию фронта».

Что тут скажешь? Если заседание трибунала было в 1941 г., то почему в Симферополе, а не в Севастополе, где находился военный трибунал Черноморского флота. Если – в 1944 г., то Симферополь был освобожден уже после гибели Тухова.

Так что автор, видимо, не только не возвратился из бездны, а наоборот, еще больше в нее погрузился, пытаясь опорочить честное имя моряков лидера «Москвы», выполнявших до конца свой воинский долг …

Вернемся к официальному документу, каким считается упоминаемый выше «Список безвозвратных потерь». В нем дважды (под № 78 и № 236) значится сигнальщик краснофлотец Герасимов Алексей Васильевич, а порядковый номер 232 повторяется дважды. Итого из 238 фамилий списка у Констанцы погибло 236. Еще 11 фамилий моряков лидера не внесенных в список погибших 26 июня, удалось установить по рабочим тетрадям сотрудников редакции Книги Памяти Севастополя и пяти томам Книги Памяти.

Разницы в численности экипажа «Москвы» возможно связана с тем, что до штатной численности 344 человек укомплектование должно было проводиться по мобилизационному плану.

Разработка нового мобилизационного плана МП-41 на флоте была закончена 20 июня 1941 г., о чем доложили в Организационно-мобилизационное управление Главного морского Штаба. План должен был вступить в силу 1 июля. Таким образом флот с началом войны проводил мобилизацию по мобплану, не введенному в действие. О мобилизации по МП-41 было объявлено 22 июня 1941 г. Она объявлялась на территории 14 военных округов, а первым днем мобилизации стало 23 июня.

На ЧФ телеграмма об объявлении мобилизации была получена в 17:15 22 июня. Эту телеграмму согласно указаниям ГМШ ВМФ доставили командирам ВМБ, последним ее получил командир Новороссийской ВМБ в 18:00 23 июня. С 23 июня по 18 июля все части флота были отмобилизованы. Мобилизационные ресурсы на флот подавали военкоматы шести военных округов – Одесский, Северо-Кавказский, Харьковский, Оренбургский, Киевский и Московский. Особенностью распределения командного состава на ЧФ стало то, что установленная готовность доукомплектовываемых частей опережала прибытие ресурсов и расходилась со сроками явки граждан. Укомплектование должностей пришлось осуществлять не в соответствии с припиской, поэтому огромная работа по персональной приписке пропала даром. 1

В целом, несмотря на существенные проблемы мобилизации на флоте __________________________________________________________________

1 Д. Воробьев. «Помни Войну!» «Флаг Родины» 25 марта 2003 г.

прошла организованно и планомерно. Вопрос о том, сколько человек должно было поступить на лидер «Москва» и сколько поступило до выхода корабля в море 25 июня установить не удалось. Этим и вызвано такое различие в численности экипажа корабля.

Проходивший службу на узле связи КП ЧФ А. Скрыльник, вспоминая о тех трагических днях, пишет: «Итоги и уроки набеговой операции стали предметом глубоких раздумий командующего. Они были тут же рассмотрены на Военном совете. Вывод сводился к тому, что цель набега достигнута. Вместе с тем вскрылись упущения в работе разведки, просчеты штаба, отсутствие боевого опыта у командиров кораблей.

Потерю «Москвы» переживали все черноморцы. При знакомстве с донесениями политуправления флота Филипп Сергеевич сталкивался с фактами, свидетельствующими, что гибель лидера «Москва» сказалась на настроениях моряков. В экипажах кораблей ходили слухи о том, что в море везде нас подстерегает смертельная опасность. Видимо, давала знать и однобокость информации. В печати говорилось только о героизме и мужестве моряков. Упущения, просчеты, наконец, потери оставались «закрытыми» для флотской общественности. Судьба экипажа лидера «Москва» тревожила память командующего. В одном из донесений штаба о потерях он обнаружил фразу: «Лидер «Москва» - погибло 20 человек». Почему двадцать? Кто сосчитал? Адмирал издает приказ «Об учете и донесениях о потерях личного состава». В нем дается строгая оценка: учетом личного состава штабы не занимаются. Родственники погибших своевременно не извещаются». 1 Родственникам всех моряков «Москвы», за исключение проживающих на оккупированных фашистами к тому времени территориях, были разосланы извещения о гибели. Жена командира Фаина Сергеевна Тухова кроме официального извещения получила письмо: «Капитан-лейтенанта Тухова я лично хорошо знал, - говорилось в этом письме. – Искренне сожалею о его гибели, но и горжусь им, как героем-воином. Желаю Вам, товарищ Тухова, доброго здоровья и всего хорошего в жизни. Уважающий Вас, адмирал Ф. Октябрьский».

__________________________________________________________________

1 А. Скрыльник «Флаг командующего» Москва, изд. «Бастион» 1996, стр. 47-48



http://www.lider-moskva.ru/index.php?vm=16.view.25.

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб июл 02, 2011 19:44 19 
Не в сети
Поисковик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 12:25 12
Сообщения: 4230
Откуда: Польша (Polska)
http://srpo.ru/forum/index.php?topic=4296.60 Гибель лидера эскадренных миноносцев ЧФ «Москва» и судьбы членов его экипажа

_________________
Если твои поиски зашли в тупик, то знай, что ты уже нашел то, что искал, благодаря нам.
Пани Маркин дает согласие на использование личных фотографий и ответов по поискам только с условием ссылки на сайт где они помещены.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Сб фев 09, 2013 15:44 15 
Не в сети
Поисковик

Зарегистрирован: Сб июл 02, 2011 11:12 11
Сообщения: 41
УДАЛОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ 1917гр, Куйбышевская обл Хворостьянский р-н с.Владимировка.призван в 1938г. к 40-летию Победы был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, значит моряк, вернувшись с фронта, был жив в 1985 г.
Надеюсь на помощь в поиске.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 8 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: 

cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB