Судьба экипажа
Судьба экипажа.
Две с половиной строчки убористым текстом на первой странице всех советских газет и несколько секунд в сообщении по радио 27 июня 1941 года на много лет скрыли от людей судьбы более трехсот моряков лидера «Москва», о гибели которого в открытой печати не сообщалось более семнадцати лет …
Сколько человек было на корабле в том первом и последнем для большинства моряков бою, как сложилась судьба выживших после гибели корабля? Этот вопрос, кажется, так и остался до сих пор без четкого ответа. В публикациях 1941 года о гибели «Москвы» не говорится вообще. В духе времени и режима секретности журналисты В. и А. Борины в очерке «Удар по Констанце» пишут, что: «С честью выполнив боевое задание, отбив все атаки врага, корабли вернулись в свою базу». 1
[Практически то же сообщает и другой неизвестный автор2: «Краснофлотцы, участвовавшие в набеге на Констанцу, с победой возвратились к берегам родной земли. Вскоре они послали письмо в Москву, к тому, кто вдохновлял бойцов на бой, с чьим именем они одержали победу».
__________________________________________________________________
1 «Слава героям Отечественной войны», Симферополь, Изд.ПУЧФ, 1941, стр. 147-155.
2 «Разгром Констанцы», Военмориздат, НКВМФ, 1941, стр. 1-12.
В этом письме было сказано:
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
В бою с врагом мы испробовали свои силы, проверили свои ряды. Наши артиллеристы хладнокровно и метко вели огонь по военным объектам Констанцы, предав их огню и разрушению. Наши зенитчики метко стреляли по вражеским самолетам, отправив три из них на дно нашего Черного моря. Мы только выполнили приказ».
Победа у Констанцы стала известна во всех уголках Советского Союза. Морякам корабля Н. прислали письмо труженики комбината «Трехгорная мануфактура»:
«Мы восхищены … вашим мужеством, отвагой и геройством, с каким вы так основательно разгромили Констанцу.
Мы горды таким вашим замечательными артиллеристами и зенитчиками как старшина Шеин, краснофлотцы Губенко, Купцов, Татаринцев, и всем личным составом кораблей, которые с самообладанием, выдержкой и умением в одно и то же время бомбили вражеский порт и отбивались от наседавших на наши корабли разбойничьих катеров, миноносцев, самолетов и подводной лодки …» Кроме того в обеих публикациях упоминаются фамилии Ендовицкого, Доронина, Мезенцева, Перельмана, Наумова, Берёзова, Наволочного, Плотникова, Руднева, Кабаненко, Кириченко, Берестова, Орзул, Гребенникова, Бондаренко, Даниленко, Каирова и лейтенанта Беспалько.
О каком корабле идет речь? Так как «Москва» погибла, получается, что это лидер эсминцев «Харьков».
Действительно, краснофлотцы Пётр Гребенников и Пётр Каиров, котельные машинисты с «Харькова», когда от близких разрывов снарядов потекли водогрейные трубки, в результате чего упало давление в двух котлах и корабль снизил ход до 6 узлов, в асбестовых костюмах пробрались в топки еще не остывших котлов и заглушили лопнувшие трубки. За этот подвиг они первыми на флоте были награждены орденом Красного Знамени. 1
А остальные? Обратимся к материалам по истории флота.
«Однако и наш отряд понес большую потерю. С честью выполнив боевую задачу, лидер «Москва» на отходе подорвался на мине. Даже в трагические минуты гибели лидера экипаж героически сражался с врагом. Артиллеристы-зенитчики старшина 1 статьи Шеин, матросы Губенко, Купцов, Татаринцев и другие вели огонь по фашистским самолетам до тех пор, пока волны не сомкнулись над кораблем-героем. 2
В архиве города Севастополя в рабочих тетрадях сотрудников редакции Книги Памяти, составленных по алфавитным карточкам формы – 1 Центрального военно-морского архива в Гатчине можно найти знакомые __________________________________________________________________
* Г.Ф. Годлевский и др. «Походы боевые», стр. 19.
** П. Болгари, Н. Зоткин, Д. Корниенко, М. Любчиков, А. Ляховин, «Черноморский флот», М., ВИ., 1967, стр. 46.
фамилии. Среди них фигурируют: командир отделения комендоров Леонид Зиновьевич Татаринцев, командир зенитной батареи старший лейтенант Василий Владимирович Беспалько (Безпалько), старшина команды комендоров палубных мичман Мезенцев Илларион Иванович, старшина 1 статьи Доронин Константин Николаевич – старший дальномерщик, старшина 1 статьи Ендовицкий Филипп Сергеевич – командир отряда визирщиков, старшина 1 статьи Наволочный Василий Васильевич – командир отряда комендоров зенитных, старшие зенитные комендоры старшие краснофлотцы Перельман Матвей Иосифович и Наумов Василий Наумович, краснофлотцы Каиров Пётр Ефремович – машинист котельный, старшина 1 статьи Орзул Николай Прокофьевич – командир отделения машинистов котельных, старшина 1 статьи Плотников Игорь Александрович – старший кладовщик, старшина 2 статьи Даниленко Николай Григорьевич – командир отделения, машинистов котельных, старшина 1 статьи Кириченко Тимофей Евгеньевич – командир отделения электриков артиллерийских.
Все они в составе экипажа лидера «Харьков» погибли вместе с кораблем 6 октября 1943 года. Это подтверждают и списки, хранящиеся в Музее Черноморского флота.
«… Стрелял по появившимся фашистским самолетам одинокий зенитный пулемет на юте. Стрелял до тех пор, пока вода не залила сиденья, на которых устроились наводчик и заряжающий москвичи-
комсомольцы Пшеничный и Новиков». 1
В Музее Черноморского флота хранится «Список безвозвратных потерь личного состава лидера эсминцев «Москва» эскадры Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» В нем погибшими вместе с кораблем 26 июня 1941 г. в районе порта Констанца значится 237 человек. Список подтвержден ЦВМА (фонд 1250, опись № 2, ед. хран. 393). В нем значится под № 119 старшина 2 статьи Николай Тихонович Пшеничный – командир отделения котельных машинистов. Нет этих фамилий и в списке погибших моряков «Харькова». Возможно, что эти два моряка попали в плен и какова их дальнейшая судьба пока неизвестно.
Под № 2 в списке значится капитан-лейтенант А.Б. Тухов, командир корабля, но он в этом бою не погиб и в список внесен ошибочно.
В газете «Флаг Родины» 11-14 марта 1959 года был опубликован материал «Дорогой мужества и бесстрашия», в котором старший научный сотрудник Одесского историко-краеведческого музея Н.С. Пельц рассказывает о судьбе Александра Борисовича Тухова. Получив контузию во время взрыва корабля, он, в бессознательном состоянии, был подобран вражеским катером и доставлен в Констанцу. Восемь месяцев продолжались допросы в контрразведке. Убедившись в том, что Тухов предпочтет смерть, но не выдаст врагу военную тайну, гитлеровцы отправили его в концлагерь. Автор приводит воспоминания бывшего начальника штаба партизанского
__________________________________________________________________
1А. Рябикин, «Севастопольский дождь …» журнал «Москва», 1969 № 6, стр. 176
отряда «Буревестник» Запорожченко Михаила Трофимовича, попавшего в плен раненым 4 июля 1942 г. у Херсонесского маяка. Он познакомился с Туховым в августе 1942 г. в лагере военнопленных в румынской деревне Майя. Кроме Тухова в лагере находилась еще большая группа пленных моряков из команды лидера «Москва». Тухов совершил четыре побега из концлагерей, прежде чем в конце 1943 г. попал в партизанский отряд «Буревестник», действовавший на территории Одесской области.
Тухов был назначен начальником разведки. На счету моряка было много дерзких нападений и ударов по вражеским коммуникациям. 28 февраля 1944 г. на окраине Голованевского леса партизаны вели упорные бои. В одном из них Тухов был ранен осколком мины в левое предплечье. Превозмогая острую боль, он сам перевязал рану и продолжал вести огонь. Лишь вечером, когда бой закончился он обратился в санчасть, но от операции отказался. На следующий день бой возобновился с новой силой. Несмотря на резкое ухудшение состояния здоровья Тухов ни на минуту не покинул поле боя. Партизаны предприняли попытку прорыва. Вражеская пуля попала Тухову в лоб, чуть повыше переносицы. Как вспоминал командир отряда старший лейтенант Н.А. Кухаренко, Александр Борисович лежал в нескольких метрах позади него, неловко скорчившись. И только рука, зажавшая автомат, выдвинулась вперед.
Похоронили погибших в этом бою партизан на окраине села Синьки Голованевского района Одесской (с 1945 г. Кировоградской) области.
В конце публикации редакция обратилась ко всем, кто знал А.Б. Тухова, с просьбой прислать свои воспоминания о нем, а также документы и фотографии, чтобы полнее раскрыть образ героя-черноморца.
Первым звонком в редакции был звонок от вдовы Александра Борисовича – Фаины Сергеевны, в течении 15 лет! ничего не знавшей о судьбе мужа.
16 апреля 1959 года своими воспоминаниями поделился ветеран войны Н.Н. Таран. Защитник Севастополя, после окончании обороны был захвачен в плен. Находясь в лагере в Румынии, 25 декабря 1942 г. он встретился с А.Б. Туховым, прибывшим в составе группы из сорока военнопленных из лагеря Майя.
Николай Николаевич приводит рассказ Тухова о том бое: «Обстреляв Констанцу, лидер лег на обратный курс. Береговые батареи противника молчали. Страшной силы взрыв, потрясший корпус корабля и всколыхнувший спокойную гладь моря, был неожиданностью. Корабль, разломившись пополам, затонул. Взрывная волна выбросила командира за борт. На поверхности моря осталось от экипажа не больше двух десятков человек. Двенадцать часов пробыли моряки в воде. Затем их подобрал торпедный катер. В живых осталось тринадцать человек.
Тухов был твердо уверен, что лидер подорвался на мине.
На допросе Тухов не признался, что он командир лидера.
- Мичман – стоял на своем Тухов.
Может быть и не пришлось бы Тухову перенести столько пыток, если бы не один из пленных, распустивший свой предательский язык. Он был единственным, кто пошел на поводу врага и выдал командира».
Дальнейшие воспоминания Н.Н. Тарана, озаглавленные «Наедине с совестью», почти полностью сходятся с рассказом Н.С. Пельц.
В 1960 г. Политуправление ЧФ издало сборник «Нам дороги их имена», в котором опубликован материал Н.С. Пельц «Дорогой мужества» об Александре Борисовиче Тухове.
9 мая 1995 года во «Флаге Родины» капитан 1 ранга В. Мельников вновь вернулся к материалам, подготовленным Н. Пельц, опубликовав статью «Дорогой мужества». Большое количество документов предоставил автору сын героя-черноморца полковник в отставке Борис Александрович Тухов, проживающий ныне в Москве.
Среди них характеристика на партизана отряда «Буревестник» Тухова А.Б., выданная в июле 1946 г., и архивная справка партийного архива Одесского обкома КПУ. В них рассказывается о боевых делах черноморца за период с декабря 1943 по март 1944 года:
«Возглавляемая Туховым А.Б. группа партизан (7 человек) 7 января 1944 г. обстреляла автоколонну фашистов, уничтожила 12 единиц автотранспорта, 10 солдат и офицеров, захватила 2 станковых и 4 ручных пулемета, а 12 января 1944 г. А.Б. Тухов с группой партизан разгромили румынский обоз, уничтожили более 30 оккупантов, захватили 16 подвод с обмундированием, другим имуществом, оружием …
В отряде показал себя самоотверженным, мужественным бойцом … Проявил подлинное геройство, своим личным примером воодушевлял бойцов. Товарищ Тухов в бою 6 марта 1944 года пал смертью храбрых».
В этих же документах указывается, что за проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий командования т. А.Б. Тухову присвоено звание Героя Советского Союза.
К сожалению, этот факт в его биографии не подтвердился. По данным музея флота ни один из моряков «Москвы» за этот поход награжден не был ..
Кому же потребовалось тогда эта характеристика? Видимо тому, кто знал и скрывал судьбу моряков. В тексте характеристики говорится: «А.Б.Тухов 24 июня 1941 года выполнял задание командования на боевом корабле «Москва» в румынском порту Констанца, при этом корабль был потоплен. Часть команды корабля в количестве 42 человек, в том числе и Тухов была подобрана на воде и в плен вражескими гидросамолетами». 1
А в материалах по истории кораблей эскадры указана дата гибели А.Б. Тухова – «за два дня до вступления наших войск в Одессу». Еще одна неточность. Ведь Одесса была освобождена 10 апреля 1944 года. 2
За 60 лет, прошедших после гибели лидера «Москва» численность экипажа в различных источниках приводится по разному: 220 человек.3
__________________________________________________________________
1 Партийный архив Одесского ОК КПУ № 297 от 23.04.91.
2 «Освобождение городов». Справочник. М., ВИ. 1985, стр.176.
3 А.И. Сорокин, В.Н. Краснов, «Корабли проходят испытания». Ленинград., «Судостроение», 1983. стр. 136.
311 человек1
344 человека2
243 человека3
Так же разнятся и данные о количестве оставшихся в живых и попавших в плен моряках:
- «… командир корабля А.Б. Тухов и 69 моряков были схвачены фашистами»4
- «… командир корабля и шестьдесят моряков были схвачены фашистами»5 - «… 69 человек из экипажа лидера подобрали 14 румынских катеров»6
- «… часть моряков была подобрана румынскими катерами и попала в плен»7
- «… многие погибли, многие попали в плен»8
- «… командир лидера «Москва» капитан-лейтенант А.Б. Тухов взрывной волной был выброшен с мостика в море. В бессознательном
__________________________________________________________________ 1Б.С. Романов «Противолодочный крейсер «Москва»» М., 1998, стр. 19.
2 «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 гг». Справочник. М., ВИ. 1988, стр. 26, ЦГА ВМФ СССР № 318 от 14.05.1991. стр. 2.
3 Энциклопедия ЧФ, 2004 г.
4 Н.Г. Кузнецов «На флотах боевая тревога» М. ВИ. 1971 стр. 111, Г.И. Ванеев «Черноморцы в Великой Отечественной войне». М., ВИ. 1978 стр. 16; Причем второй автор ссылается на документы ИО ЦАМО ф.107, д.23345, л.100.
5 Н.Г. Кузнецов «Курсом к победе». М., ВИ. 1975, стр. 31.
6 Г.Ф. Годлевский, Н.М. Гречанюк, В.М. Кононенко «Походы боевые», М., ВИ., 1966. стр. 17, Б.С. Романов «Противолодочный крейсер «Москва»» М. 1998, стр. 24.
7Н.М. Кулаков «Доверено флоту». М., ВИ., 1985 стр. 40-41.
8 «Черноморский флот России». Симферополь. «Таврия» 2002 стр. 214.
состоянии он был подобран катером противника и оказался в плену» 1
- «От взрывной волны Тухов потерял сознание. Очнулся в воде. Рядом с ними находились комендор Василий Медведков и артэлектрик Михаил Филатов. До берега было тринадцать миль, но там был враг. Моряки помогли командиру раздеться, сняли с него офицерский китель, спрятали под тельняшку партбилет, затянули ремнем. Больше прятать было некуда!
Моряки добрались до берега и тут Тухов вновь потерял сознание. Их схватил румынский патруль. Дальше был плен. Лагерь.
Румыны как-то дознались, что Тухов командир «Москвы» и его отделили от остальных захваченных в плен моряков.
Вскоре Медведков и Филатов бежали из плена. 2
Действительно Василий Медведков и Михаил Филатов вместе с другими попали в плен. Дальнейшая их судьба описана В.И. Ерошенко, знавшим их по службе на лидере «Москва», которым он командовал в 1939-1940 гг. и встретил вновь в Черноморском флотском экипаже в начале 1942 года.
Вот что рассказывали моряки: «26 июня, когда их корабль погиб в виду Констанцы, Медведков и Филатов были в числе тех, кто остался на поверхности моря и доплыл до румынского берега. Они попали в плен и сперва были в лагере. Потом группу
__________________________________________________________________
1 «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота». М., ВИ., 1974, стр. 328.
2 А. Рябинкин «Севастопольский дождь» Журнал «Москва» 1969 г. № 6, стр. 176.
краснофлотцев привезли в какое-то имение на уборку кукурузы. Оттуда пятерым удалось бежать. Чтобы сбить со следа погоню, они взяли направление не на восток, а в глубь Румынии и только потом повернули в сторону советской границы. Шли ночами. Днем отсыпались где ни будь в кустах, выставив вахтенного. Питались в основном сырой кукурузой. Все реки, включая Прут и Днестр, пересекли вплавь: на мостах стояла охрана.
Путь был долгим – фронт отодвинулся далеко на восток. Но по Украине идти стало легче. Зашли даже в село, где жили родители одного краснофлотца. Там моряков подкормили, помогли переодеться. Немцев в себе не было и трое из пятёрки решили отдохнуть там еще. Медведков и Филатов ждать не хотели и двинулись дальше вдвоем.
Под Харьковом перешли фронт и, как полагается, были переданы для проверки соответствующим органам. Проверяли их с месяц, затем дали отпуск. Друзья отправились к родителям Филатова, которые уже давно получили на сына похоронную. После отпуска явились в местный военкомат, настояли, чтобы их вернули на Черноморский флот и получили направление в Новороссийск. Там после долгих допросов и разговоров моряков посадили на крейсер, идущий в Севастополь. Однако проверка началась заново и никак не кончалась. Уполномоченный вызывал и спрашивал все об одном и том же. Правда, жили моряки со всеми вместе, о плене рассказывать им запрещалось. И еще обещали, что скоро пошлют в морскую пехоту. А на корабли, говорят, и не проситесь …
- Где Тухов? Погиб? – спрашиваю я.
Когда на берег выбирались, жив был командир – ответил Медведков. – Он стоял до конца на мостике. А еще раньше его ранило или контузило. В воде наши ребята помогли командиру снять китель, чтобы сошёл за матроса. Но румыны как-то его опознали. Что с ним дальше, не знаю. В лагере с нами его уже не было».
«Значит, - подумалось мне, - в Особом отделе все это известно уже давно. А жена Тухова, конечно ничего не знает. Впрочем, пожалуй так и лучше. Что хорошего может ждать Александра Борисовича в фашистском плену, если он еще жив?» Трудно было тогда представить, что и Тухову еще удастся вырваться из плена. Гибели он, правда, не избежал, но погиб не в застенке, а в бою».
С разрешения Члена Военного совета Н.М. Кулакова моряки были направлены на лидер «Ташкент».
Вскоре Филатов стал командиром отделения артэлектриков в центральном посту, а Медведков – командиром орудия третьей башни. Оба получили старшинские звания и воевали безупречно. Орудийный расчет Медведкова через некоторое время считался уже лучшим на корабле. Оба моряка впоследствии были награждены орденами. После гибели «Ташкента» большинство моряков были зачислены в формируемую в Новороссийске 83-морскую бригаду. В феврале 1943 года в десанте у Озорейки старшина статьи Михаил Филатов был смертельно ранен. Василий Медведков еще и в послевоенные годы служил сверхсрочно на черноморских миноносцах, а потом уволился в запас в звании мичмана. 1
Так что еще в 1941 году в НКВД имелись данные о погибших и оставшихся в живых, попавших в плен моряках «Москвы».
«После войны стали известны мне – вспоминал В. И. Ерошенко _ подробности гибели военкома «Москвы» батальонного комиссара Плющенко. Во время боя он находился на верхней палубе, воодушевляя своим мужеством бивших по врагу артиллеристов. Взрыв мины застал Плющенко вблизи этого места, где корабль переломился и политработник погиб вместе с кораблем, разделив участь большей части экипажа». 2
Адмирал Н. М. Кулаков пишет, что «По свидетельству очевидцев сознательно пренебрег возможностью спастись заместитель командира по политчасти батальонный комиссар Г. Т. Плющенко». 3
В директиве Начальника Глав ПУ РК ВМФ армейского комиссара 2 ранга Рогова №78сс от 29 ноября 1941 года «Об итогах работы военных Комисаров в период боевых действий» указывается, что «в ожесточенном бою с врагом смертью храбрых погиб военком ЛД «Москва» батальонный комиссар тов. Плющенко». 4 О судьбе экипажа «Москвы» и о пленении группы моряков вероятно
__________________________________________________________________
1 В.И. Ерошенко «Лидер «Ташкент»», М., ВИ., 1966 стр. 137-140.
2 Н.М. Кулаков, стр. 30.
3 Н.М. Кулаков, стр. 40
4 ЦВМА, ф.11, оп.2, д.62, л. 77-83.
знали как в Москве, так и в Севастополе еще в конце 1941 года. Ведь и румынское и германское радио должны были во все услышанье трубить о потоплении одного из новейших советских кораблей и пленении части экипажа во главе с командиром. Да и снятые в тот вечер снимки пленных моряков наверняка обошли многие фашистские газеты. Но вся информация была засекречена и, возможно, еще где-то хранится в соответствующих закрытых до сих пор архивах…
В рабочей тетради внештатного сотрудника редакции «Книги Памяти Севастополя» Тамары Молчановской упоминается старший краснофлотец Пилипчук Марк Григорьевич, 1915 г. р., старший радист лидера «Москва» (по данным ОПК ЧФ №005414 от 31.12.44г. был в плену. 02.11.44г. направлен в спец. лагерь НКВД г. Харькова).Дальнейшая судьба моряка неизвестна.
В музее Черноморского флота удалось уточнить фамилию еще одного моряка с «Москвы» - радиста Крамаренко Николая Макаровича, 1920 г. р., уроженца Кировоградской области, Александровского района с. Користовка. После плена и спецпроверки он был направлен на фронт, а уволившись проживал в г. Александрия Кировоградской области.
Вернемся к статье С. Ильченко:
- «Нет, многие не погибли тогда. Взрыв торпеды был сильным, но паники на корабле не вызвал. Экипаж покидал борт по команде. (Это почти единственная правдивая фраза – примеч. авторов). Шлюпки использовать не удалось, держались за всплывшие с погибшего корабля предметов. Группа краснофлотцев поддерживала раненого в голову командира «Москвы» капитан-лейтенанта А. Тухова.
В воде вскоре все разделись до нижнего белья. Старались экономить силы. Надежда на помощь своих исчезала вместе с уходящим от разрывов «Харьковым». Июньское море было нехолодным, однако постепенно люди стали мерзнуть. Помог корабельный мазут, он всплывал на поверхность и теплой пленкой обволакивал тела.
Но тут поднялся ветер. Уставшие моряки не могли увернуться от мазутной волны. Попав в нос или рот, она вызывала удушье. Черноморцы тонули тихо, без криков. Так умер комиссар корабля Плющенко, а один старшина сверхсрочник, призер флотского соревнования по плаванию, решил все-таки добраться до далекой суши. Он доплыл, даже самостоятельно вышел на берег - и разорвалось сердце.
Ближе к вечеру румыны начали свою операцию по спасению советских моряков. Квадрат за квадратом прочесывали катера и даже гидросамолеты. Слишком заманчив был приз – в первые же дни войны пленить экипаж одного из самых известных кораблей Советов.
Они действительно знали, кого вытаскивали из воды и отмывали от мазута. Румынские и немецкие разведчики даже не проводили допросов – у них имелись полные списочные данные всего экипажа. Перед войной их разведка добыла все, что нужно. Зато наши даже не подозревали о батарее «Тирпиц». Пленных сразу разделили на офицеров и рядовых. Краснофлотцев раздали по усадьбам богатых крестьян. Командный состав отправили сначала в тюрьму Констанцы. Чуть ли не весь румынский гарнизон ходил смотреть на пленных «русских комиссаров». Потом пошли лагеря – под Констанцей, в Темишоарах и Колофате. Голод, вши, болезни. Два раза группы офицеров лидера «Москва» пытались бежать, но неудачно. Беглецов поймали и порвали перед строем собаками.
Удался только третий побег. Командир корабля Тухов и еще несколько офицеров добрались до Одессы. Подпольщики переправили их в партизанские катакомбы.
Румыны постоянно агитировали наших, призывая публично «отречься от советской власти и признать гениальность руководителя Антонеску». За предательство обещали старую румынскую форму, питание из котла охраны, жилье в отдельном бараке с постельным белым бельем и даже еженедельное посещение солдатского борделя. Из всего экипажа согласилось трое».
Не давая никаких послаблений пленным, им все же разрешали писать письма родным. Причем Ильченко приводит фамилию начальника службы снабжения «Москвы» Андрея Закусило. В упоминаемом выше списке под № 9 значится же погибшим начальник службы снабжения техник интендант 1 ранга Андрей Данилович Закутайло. Непонятно, как он мог писать открытку, причем по адресу г. Харьков, ул. Сухаревская, для Марии от Андрея, которая дошла до адресата из далекого румынского лагеря для военнопленных в Колофате. А дураки-немцы, затеявшие, по словам господина Ильченко, эту авантюру для выявления и уничтожения семей советских офицеров тут попросту лоханулись, не сумев проследить за почтальоном.
Оказывается, что попавшие в румынские лагеря советские военнослужащие должны быть «в какой степени благодарны Антонеску, за то, что остались живы. Он отказывался отдавать пленных Германии, не отдал даже евреев. 1 Ему явно льстило, что и он имеет советских пленных в своих лагерях». Еще немножко и Антонеску можно было бы выдвинуть на Нобелевскую премию мира. Хотя абзацем выше автор признает, что во время визита Антонеску в лагерь в Колофате «за ним шли охранники и били по лицу каждого второго заключенного. Затем первую шеренгу отвели к ограде и расстреляли».
Ну а дальше, как признает и сам автор для советских офицеров «началась фантасмагорическая бессарабская эпопея». Оставшись без бежавших охранников, они в поезде проехали до Констанцы, где в комендатуре им «посоветовали: сами добирайтесь до Одессы. Иначе расстреляем или в лучшем случае пошлем рядовыми в маршевые пехотные роты.
В Одессе их переодели во флотское обмундирование но без погон.
__________________________________________________________________
1 В частично сохранившихся в Российском Государственном военном архиве личных карточках советских военнопленных., находившихся в 1941-1044 гг. в румынских концлагерях действительно встречается, немало карточек, в которых указана национальность – еврей (РГВА, ф.1512, оп.1, д.1-28).
Первые допросы начались во флотском полуэкипаже резерва флота. Оттуда, уже под конвоем, отвезли в подмосковный Подольск, где располагался проверочный лагерь НКВД. В Подольске было много военнопленных из румынских лагерей. Ворота закрывали только на ночь. Передвижение по территории не ограничивалось, можно было уйти вообще, но никто не уходил. Надеялись, что поймут, простят и вернут на флот».
Читаешь и удивляешься, ведь в опубликованных ныне документах об этих проверочных лагерях НКВД «пишется совсем не как о курортах …»
Ведь действовал же еще приказ Ставки Верховного Главнокомандующего № 270 от 16 августа 1941 года, которым предусматривалось ужесточение наказаний по отношению к военнослужащим Армии и Флота, попавшим в плен. Этот приказ предписывал командирам всех рангов «железной рукой карать трусов и изменников» - военнопленных, дезертиров и даже арестовывать членов семей последних.
В конце войны освобожденные военнопленные рассматривались нашими карательными органами, как потенциальные предатели и вначале отправлялись в так называемые фильтрационные прифронтовые лагеря.
Отношение к военнослужащим попавшим в плен или окружение менялось в зависимости от обстановки. В условиях военного времени большинство таких военнослужащих после соответствующей проверки в специальных сборно-пересыльных пунктах, созданных по решению ГКО от 22 декабря 1941 г., направлялись в действующую армию. Так, на 1 октября 1944 года из 354 592 человек указанного контингента в Красную Армию было возвращено 249 416 человек, арестовано органами СМЕРШ – 11 556, а остальные были переданы в рабочие батальоны.
В мае 1945 г. телеграммой Сталина предписывалось 6-ти фронтам сформировать в их тыловых районах 100 таких лагерей вместительностью по 10 000 военнослужащих в каждом.
Уже после окончания войны из плена вернулось 1.836 тысяч советских военнослужащих, числящихся «пропавшими без вести». Более 900 тысяч после спецпроверки НКВД были вновь направлены в армию, большинство – в штрафные части, 600 тысяч направлены в рабочие батальоны, 339 тысяч по заключению армейских органов СМЕРШ или по решению «троек», «двоек» были осуждены на различные сроки заключения в советских лагерях НКВД «как скомпрометировавшие себя сотрудничеством с врагом». Большинство из доживших до 1953 года были амнистированы и реабилитированы.
«После проверки почти всех отправили в штрафбат. Под занавес войны фронту был нужен каждый штык. Они пали в Германии и Австрии, в последних боях».
Ведь как сказал в демонстрировавшемся 3 ноября 2002 г. по телевизору фильме один из бывших сотрудников СМЕРШа: «Советский человек, живым попавший в плен, - это уже не советский человек, а изменник Родины».
Заканчивает статью Ильченко словами, которые выведут из себя не только Бориса Александровича Тухова, но и специалистов по истории флота: «Передо мной лежит архивная справка, рассекреченная после окончания срока давности: «Капитан-лейтенант А.Б. Тухов на закрытом заседании трибунала в городе Симферополе заочно приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение сотрудниками НКВД, командированными за линию фронта».
Что тут скажешь? Если заседание трибунала было в 1941 г., то почему в Симферополе, а не в Севастополе, где находился военный трибунал Черноморского флота. Если – в 1944 г., то Симферополь был освобожден уже после гибели Тухова.
Так что автор, видимо, не только не возвратился из бездны, а наоборот, еще больше в нее погрузился, пытаясь опорочить честное имя моряков лидера «Москвы», выполнявших до конца свой воинский долг …
Вернемся к официальному документу, каким считается упоминаемый выше «Список безвозвратных потерь». В нем дважды (под № 78 и № 236) значится сигнальщик краснофлотец Герасимов Алексей Васильевич, а порядковый номер 232 повторяется дважды. Итого из 238 фамилий списка у Констанцы погибло 236. Еще 11 фамилий моряков лидера не внесенных в список погибших 26 июня, удалось установить по рабочим тетрадям сотрудников редакции Книги Памяти Севастополя и пяти томам Книги Памяти.
Разницы в численности экипажа «Москвы» возможно связана с тем, что до штатной численности 344 человек укомплектование должно было проводиться по мобилизационному плану.
Разработка нового мобилизационного плана МП-41 на флоте была закончена 20 июня 1941 г., о чем доложили в Организационно-мобилизационное управление Главного морского Штаба. План должен был вступить в силу 1 июля. Таким образом флот с началом войны проводил мобилизацию по мобплану, не введенному в действие. О мобилизации по МП-41 было объявлено 22 июня 1941 г. Она объявлялась на территории 14 военных округов, а первым днем мобилизации стало 23 июня.
На ЧФ телеграмма об объявлении мобилизации была получена в 17:15 22 июня. Эту телеграмму согласно указаниям ГМШ ВМФ доставили командирам ВМБ, последним ее получил командир Новороссийской ВМБ в 18:00 23 июня. С 23 июня по 18 июля все части флота были отмобилизованы. Мобилизационные ресурсы на флот подавали военкоматы шести военных округов – Одесский, Северо-Кавказский, Харьковский, Оренбургский, Киевский и Московский. Особенностью распределения командного состава на ЧФ стало то, что установленная готовность доукомплектовываемых частей опережала прибытие ресурсов и расходилась со сроками явки граждан. Укомплектование должностей пришлось осуществлять не в соответствии с припиской, поэтому огромная работа по персональной приписке пропала даром. 1
В целом, несмотря на существенные проблемы мобилизации на флоте __________________________________________________________________
1 Д. Воробьев. «Помни Войну!» «Флаг Родины» 25 марта 2003 г.
прошла организованно и планомерно. Вопрос о том, сколько человек должно было поступить на лидер «Москва» и сколько поступило до выхода корабля в море 25 июня установить не удалось. Этим и вызвано такое различие в численности экипажа корабля.
Проходивший службу на узле связи КП ЧФ А. Скрыльник, вспоминая о тех трагических днях, пишет: «Итоги и уроки набеговой операции стали предметом глубоких раздумий командующего. Они были тут же рассмотрены на Военном совете. Вывод сводился к тому, что цель набега достигнута. Вместе с тем вскрылись упущения в работе разведки, просчеты штаба, отсутствие боевого опыта у командиров кораблей.
Потерю «Москвы» переживали все черноморцы. При знакомстве с донесениями политуправления флота Филипп Сергеевич сталкивался с фактами, свидетельствующими, что гибель лидера «Москва» сказалась на настроениях моряков. В экипажах кораблей ходили слухи о том, что в море везде нас подстерегает смертельная опасность. Видимо, давала знать и однобокость информации. В печати говорилось только о героизме и мужестве моряков. Упущения, просчеты, наконец, потери оставались «закрытыми» для флотской общественности. Судьба экипажа лидера «Москва» тревожила память командующего. В одном из донесений штаба о потерях он обнаружил фразу: «Лидер «Москва» - погибло 20 человек». Почему двадцать? Кто сосчитал? Адмирал издает приказ «Об учете и донесениях о потерях личного состава». В нем дается строгая оценка: учетом личного состава штабы не занимаются. Родственники погибших своевременно не извещаются». 1 Родственникам всех моряков «Москвы», за исключение проживающих на оккупированных фашистами к тому времени территориях, были разосланы извещения о гибели. Жена командира Фаина Сергеевна Тухова кроме официального извещения получила письмо: «Капитан-лейтенанта Тухова я лично хорошо знал, - говорилось в этом письме. – Искренне сожалею о его гибели, но и горжусь им, как героем-воином. Желаю Вам, товарищ Тухова, доброго здоровья и всего хорошего в жизни. Уважающий Вас, адмирал Ф. Октябрьский».
__________________________________________________________________
1 А. Скрыльник «Флаг командующего» Москва, изд. «Бастион» 1996, стр. 47-48
http://www.lider-moskva.ru/index.php?vm=16.view.25.