История населенного пункта рабочий (заводской) поселок Сухобезводное
Подробней и фото здесь:
http://www.rodina-portal.ru/settelments ... 3700015400
В 1932 г. был создан Ветлужско-Унженский лесхоз. В те годы многие хозяйственные вопросы решались с помощью ведомства ОГПУ-НКВД. так возник полустанок Сухобезводное.
В 1933 г. здесь создается лесозаготовительный лагерный пункт управления Вятлага. Этот пункт обеспечивал дровами Москву, а Балахнинский лесокомбинат лесом.
Так появилась первое предприятие поселка, который тогда назывался «поселок имени Серго Орджоникидзе». В 1938 г. этот лагпункт перерос в Унжлаг-Унженский исправительно-трудовой лагерь НКВД.
Также из воспоминаний очевидцев я узнала о первых жителях поселка. от работников на железной дороге и в лесхозе приходилось не раз слышать, что это были люди бежавшие от колхозов, «кулацкие натуры».
Решение задач государственной важности стало перекликаться с судьбой моего поселка.
Было два варианта организации лагеря.
Первый - создать управление лагеря, а, следовательно, и поселок на Озере (ныне платформа Озеро), Горьковской железной дороги и от него тянуть железнодорожную ветку к нашим местам и дальше в лес.
Второй вариант - разместить управление и поселок в наших, очень болотистых, местах, но зато ближе к сырьевой базе.
Победил второй вариант. Он экономичнее, значительно сокращает железнодорожную ветку, удешевляет строительство поселка и ветки, сокращает сроки получения древесины. Так в 1938 г. было положено основание Унжлагу - самому крупному исправительно-трудовому лагерю НКВД в Европейской части страны, а вместе с ними и поселку.
Один момент из жизни поселка, который резко увеличил численность и осужденных, и служащих НКВД, вольнонаемных сотрудников, а, следовательно, и жителей поселка: в начале войны немцы начали бомбить лагеря ББК (Беломоро-Балтийский канал, лагерь в г.Кемь и др.).они надеялись, что осужденные во время бомбежки и паники будут совершать побеги к ним и станут воевать за немцев. Заключенные бежали, но как правило, для того, чтобы воевать с немцами, что выяснилось уже после войны. И позднее осенью 1941г. многие тысячи заключенных, охрана, вольнонаемные сотрудники, члены их семей были посажены на баржи и выведены в Сухобезводное. Это известно со слов очевидца, который провел 28 лет в Сиблаге, ББК и Соловках, Унжлаге и т.д. по 58 статье. Лагерь стал сразу же целым государством. Железнодорожная ветка протянулась до станции Поеж костромской области и дальше за пределы области. От центральной ветки шли железнодорожные усы в разные стороны, на территории многих районов. Подразделения лагеря были и в Шахунском районе. В Унжлаге многое было не так, как в районе, области, стране. Рабочий день был с 9:00 – до 18:00 часов и с 21:00 – до 24:00 часов.
В одном из документов от 13 августа 1941г. я узнала о том, что землеустроитель Семеновского района Успенский А.В., представители Унжлага НКВД Козлов И., Отыч Г.Г и Ветлужско- Унженского лесхоза Трост Л.В. провели осмотр территории под будущий поселок при станции Сухобезводное и определили лесные кварталы под него. В военном 1944 г. Указом Президиума Верховного совета РСФСР было сказано: « Отнести населенные пункты: станцию Сухобезводное, поселок Серго Орджоникидзе, Комендантский лагпункт к категории рабочего поселка с наименованием «рабочий поселок Сухобезводное».
Изучая историю поселка, я пришла к выводу, что поселок образовался из поселка Серго Орджоникидзе (теперь Серго – это одна из самых маленьких улиц нашего поселка) станции Сухобезводное и лагпункта Комендантский. Вся Горьковская область работала по Горьковскому времени и лишь Унжлаг по Московскому.
Сохранился акт от 13 августа 1941 г. о выделении лесных кварталов уже под поселок, но еще при ст. Сухобезводное. Но уже 30 октября 1943 г. состоялось Решение (№1835) областного совета об отнесении «населенных пунктов Унжлага НКВД станции Сухобезводное, поселка Серго Орджоникидзе и Комендантского лагпункта Семеновского района к категории рабочих поселков». И 17 апреля 1944 г. вышел Указ Президиума Верховного совета РСФСР (№ 617/1 14) «Об отнесении населенного пункта при железнодорожной станции Сухобезводное, Семеновского района, Горьковской области к категории рабочих поселков». Этим же Указом было определено «включить в черту рабочего поселка Сухобезводное поселка Серго Орджоникидзе».
Во времена ВОВ Унжлаг и заключенные, и вольнонаемные работали на нужды фронта. Ежедневно тысячи кубометров леса и лесной продукции круглые сутки отправлялись во все концы страны.
На военные и первые послевоенные годы выпал расцвет поселка. Были выстроены большие двухэтажные здания Управления, здания оперчекистского отдела, спецотдела, штаб воинской части, школы ( средняя, семилетка, начальная), больничные здания, дет. сад, ясли, ДК, паровозное и вагонное депо, электростанция, типография, аптека, пекарня, почта, баня, магазины, жилье, мостились дороги, деревянный пешеходный мост через железнодорожные пути был заменен на мете6ллический,был заложен замечательный сквер, создан большой пруд и т.д. и т. п. Культурная и спортивная жизнь в поселке бьет ключом в то время. Художественной самодеятельности были по плечу любые спектакли. В ДК было два оркестра русских народных инструментов, духовой оркестр, джаз-группа, кукольный кружок, музыкальные кружки по классу баяна, фортепьяно, скрипка, аккордеон, детская опера, детский балет, театральная студия-главный режиссер Дроздов Н.С., потом был руководителем киноактер Рой, далее Лобазер В.И. отсидевший по 58 статье как анархист бывший шеф повар Кремлевской дачи. С 60-го года уже 2 режиссера Лобазер и Квасов Д.И.
Из документов я узнала, что с 1963 г. поселку присвоен статус «поселок городского типа». Городским стал считаться и дом Культуры. История присвоения звания Городского поселковому ДК, интересна. Как рассказал Квасов А.Д.: « В городе Васильсурске городской ДК хирел и умирал, т.к. рядом было много домов отдыха с ежедневными танцами, фильмами, концертами, на которых вход был бесплатный. В ГДК люди не шли. В те годы директора клубов отвозили в г. Горький в Управление культуры. В момент обсуждения плохой работы Васильсурского ГДК в кабинет вошел я. Начальник управления культуры Горьковской области, взглянув на меня, воскликнул: «Вот Дом культуры, которому мы присваиваем звание Городского!»
В поселке была уникальнейшая библиотека. Её история выглядит так: после революции многие царские сановники бежали за границу, их библиотеки были реквизированы ЧК-ГПУ. Так рядом со штампом «личная библиотека графа (или князя, профессора)» появился штамп Петроградского ГПУ. Потом книги были переданы в лагерь Беломоро-Балтийского канала, потом во время войны - в Унжлаг. В библиотеке были книги первых прижизненных изданий Пушкина, Гоголя.… Были дореволюционные журналы, подшивки разных революционных газет. Были книги, изданные тиражом всего в 300-500 экземпляров. Были книги вождей-анархистов, книги Троцкого, Бухарина, Зиновьева, и т.д. Из рассказа Дубкова А.Д. я узнала, что он является читателем нашей библиотеки с 1954 г.. Фонд библиотеки в то время был достаточно большой и ценный, было много уникальных изданий Сытина, Гете, Атлас командира Красной Армии. Но во время пожара ДК в 1972 году сгорел весь фонд.
Из воспоминаний А.Д. Квасова: «В Унжлаге выходило две газеты «За Стахановский труд» (позже «Патриот России») - для сотрудников, и «На трудовой вахте» - для заключенных. Издавался производственно-технический журнал.
Главным инженером Унжлага одно время был Никаноров, который впоследствии был заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
Отбывали срок академики, генералы, писатели, артисты.
Отрицательные моменты жизни поселка: Во-первых - его благополучие, благосостояние и культура жителей поселка - их счастье строилось на несчастье тысяч заключенных, что формировало определенный иждивенческий настрой и отрицательно отражалось на нравственном состоянии жителей. Во-вторых – была установка, что поселок временный, лес вырубим, поедем дальше, а поэтому строилось все временно на 15-20 лет. Поэтому все здания были деревянные. Это привело к тому, что буквально все жилье, весь соцкультбыт одновременно пришли в полную негодность и потребовали замены: школа, больница, клуб, аптека, почта, детский сад и др. В-третьих – все руководители колоний были временные жители поселка. Ни один из них не думал оставаться в поселке, а поэтому они не могли и не стали отцами нашего поселка.
Население поселка создавалось, как из сотрудников НКВД и МВД, людей со всех концов страны, а так же из освободившихся заключенных. Многие оставались после срочной службы в местной воинской части на сверхсрочную службу и становились жителями поселка. В поселке до сих пор можно встретить фамилии Дырда (чех), Руссов (болгар), Харюк (молдав.), Богдасарян (армянин), Гоголадзе (грузин) и др. В общем, полный интернационал.
В силу этого поселок, в основном, - безбожный, хотя, по определению одного горьковского атеиста, в поселке «каждой твари – по паре». Также были различные секты, их создавали освободившиеся заключенные. В основном пятидесятники 30-40 человек и иеговисты.
Сейчас создано объединение верующих русской православной церкви. Каких-либо ремесел, фольклора, традиций, свойственных только нашему поселку, нет.
В 2010 году наш поселок отметит 66-летие. Много это или мало? Если сравнивать с возрастом человека, то большая часть жизни уже пройдена, а если сравнить с районным городом Семеновым, то наш поселок очень молод. Но история поселка значима тем, что здесь был Унжлаг. Известный писатель Солженицын А.И. дважды упоминает о нашем поселке в своей книге №4 «Архипелаг ГУЛАГ». К сожалению, наш поселок в книге фигурирует как концлагерь с политическими узниками. Сейчас выходят книги бывших осужденных, отбывших срок в Унжлаге. И они говорят о поселке только в негативном плане. Как ни печально признавать – это на самом деле, во многом так. Как говорится: «Из песни слов не выкинешь» - поселок и его основная достопримечательность-Унжлаг (Унженский исправительно-трудовой лагерь НКВД – МВД). Унжлаг своим рождением был обязан НКВД, его узникам, в том числе и по политическим мотивам (статья 58-я)...