В Красноярске захоронили останки лётчиков, погибших в годы войны

Красноярский край, летчики, захоронениеЦеремония захоронения останков советских пилотов, погибших при выполнении боевого задания в годы Великой Отечественной войны, прошла в пятницу на Троицком кладбище Красноярска.

Земле были преданы останки военных лётчиков, погибших 27 мая 1943 года во время перегона на фронт американского бомбардировщика А-20 Бостон. Из-за технической неисправности самолёт упал в районе станции Крючково Емельяновского района Красноярского края. Фрагменты самолёта находятся на месте трагедии до сих пор.

Тело стрелка-радиста Виктора Панова было обнаружено рядом с самолётом непосредственно после авиакатастрофы, он был похоронен на Троицком кладбище Красноярска в 1943 году в братской могиле. Останки остальных членов экипажа красноярские поисковики обнаружили минувшим летом.

В церемонии захоронения и торжественном митинге приняли участие представители администрации губернатора края, депутаты Законодательного собрания, родственники членов экипажа погибшего самолёта, участники поисковых экспедиций и военнослужащие красноярского гарнизона.

Выступая перед собравшимися, заместитель губернатора Игорь Черноков отметил, что перегоны самолётов с территории США через Северный полюс в СССР были тяжелым испытанием для лётчиков, не менее опасным делом, чем воздушные бои и, безусловно, сыграли важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.

“Сегодня мы отдаём долг памяти лётчикам Великой войны, которые своим трудом приближали День Победы и погибли на боевом посту. Память об этих простых, но в то же время героических людях мы сохраним в наших сердцах”, – сказал Игорь Черноков.

Позже на месте захоронения лётчиков участники церемонии укрепили памятную плиту с именами погибших пилотов. Военнослужащие красноярского гарнизона произвели троекратный ружейный салют.

Как сказано в информации, размещённой на официальном сайте “Красноярский край”, 27 мая 1943 года, в 12.15 московского времени, группа американских военных самолётов, состоящая из десяти истребителей Р-39 “Аэрокобра” и бомбардировщика А-20 Бостон, под управлением советских пилотов вылетела с красноярского аэродрома в направлении фронта для участия в боевых действиях. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярска.

Выяснилось, что в районе станции Кача, в 50-ти километрах от города, лидирующий бомбардировщик свалился на крыло, перешёл в отвесное пикирование и упал в лес. Погибли четыре члена экипажа боевой машины – командир эскадрильи капитан Петр Михайлович Степанов (уроженец Сухобузимского района Красноярского края); штурман эскадрильи капитан Василий Андреевич Кравец; стрелок-радист, старший сержант Виктор Алексеевич Панов; техник звена, техник-лейтенант Гариф Нигмадзянович Шайхутдинов.

В годы Великой Отечественной войны Красноярский аэродром являлся ключевым звеном Воздушной трассы “Красноярск-Уэлькаль” (“Аляска-Сибирь”). С 1942 по 1945 годы Красноярск принимал и обслуживал знаменитые истребители “Аэрокобра” и бомбардировщики “Бостон”, которые перегонялись из Фербенкса (США) и дальше направлялись на фронт. Трасса “Аляска-Сибирь”, протянувшаяся на 6 тыс.

363 км от Фербенкса до Красноярска в сложнейших климатических условиях была запущена за 10 месяцев во многом благодаря опыту лётчиков советской полярной авиации. В мирное время на её строительство ушло бы не менее пяти лет. Советские авиаторы оборудовали 20 аэродромов, с 1942 по 1945 год было перегнано более 8 тыс. самолётов различных типов – это 51% всех американских и английских самолётов, поставленных в Советский Союз в годы войны.
 

Пилотирование слабоизученных американских самолётов по трассе “Аляска-Сибирь” было настоящим подвигом советских летчиков в тылу. За перегон самолётов награждали боевыми орденами и медалями. Трасса была секретным оружием СССР против борьбы с захватчиками. За три года эксплуатации (с октября 1942 по октябрь 1945 гг.) на всей трассе в авиакатастрофах был потерян 81 самолёт, погибли 115 человек. На территории Красноярского края при перегоне на запад и при переучивании на американскую технику было потеряно 20 самолётов, погибли 32 человека.

Источник: krasrab.net.